Ответы главного специалиста Министерства Образования РФ (куратора обществоведческого образования) Тюляевой Тамары Ивановны на вопросы ВМОИСТО.

Определено ли сейчас количество часов на курс “История мировых цивилизаций”? Предполагается ли введение обязательного дополнительного часа в X – XI классах для этого курса?

Часы определены в целом на курсы истории и обществознания. Здесь все решает школа: чему отдать приоритет, какой курс отечественной или всеобщей истории, истории мировых цивилизаций выбрать.

Очень больной вопрос задают из г. Зеленогорска Красноярского края. У них в городе есть классы для детей-инвалидов, где введена сокращенная “сетка часов”, в частности, на историю отводится 1 час в неделю. Существуют ли спецпрограммы и учебники для “сокращенной сетки”?

Нет. Мы работаем на общую среднюю общеобразовательную школу.

А Министерство не собирается выступить заказчиком подобного рода пособий? Ведь подобного рода учащихся, а также учащихся, обучающихся по системе коррекционно- развивающего обучения у нас немало, а коммерчески выгодными такие издания быть не могут.

Именно потому, что подобного рода издания не могут быть коммерчески выгодными, издательства за них берутся с трудом. И сегодня у нас даже разговоров нет на эту тему. (Отсутствие учебных пособий, предназначенных для изучения истории в классах для детей с ослабленным здоровьем и в классах КРО, подтвердила и заведующая редакцией издательства “Дрофа” Н.В.Павлова – прим. ВМОИСТО). Хотя это все надо. Хотя это безусловно все надо. Спасибо за вопрос. Я буду будировать эту тему.

Каковы перспективы курсов граждановедения и права?

“Право” в профильной школе имеет свой час, равно как и “Экономика”. Это – самостоятельный предмет. В курсах обществознания он сохраняется как сфера, наряду с другими курсами включенными в курс обществознания. “Граждановедение” в обычной массовой общеобразовательной школе имеет по часу по второму Базисному учебному плану с 5 по 8 класс.

А какие-либо изменения ожидаются в связи с принятием образовательных стандартов, в связи с принятием образовательного минимума? Именно по часам.

По часу это в рамках нового Базисного учебного плана. В рамках новой концепции. Потому что по старому и действующему концепту и стратегии у нас нет никакого часа на курс граждановедения в массовой общеобразовательной школе. Это только за счет школьного (или регионального) компонента. Введено это все будет тогда, когда план будет принят. Может быть это будет с 2002 года, но если концепция и минимумы будут утверждены в этом году, то план может вступить в действие и с нового учебного года. В апреле-мае мы должны все эти проблемы решить на уровне министра.

Существует ли централизованная система обеспечения учебных заведений настенными картами по истории?

Нет. Это делают издательства. Пожалуйста обращайтесь к ним. В “Дрофу”, издательство “ДиК”, “АСТ”, которые серьезно делают картографическую продукцию. Можно обращаться в издательство “Геодезия и картография”. Другое, конечно, дело, что и у кого есть, но какого-то отдельного органа, который бы занимался картами не существует.

Как вы считаете, отвечает ли концентрическая система обучения возрастным особенностям учащихся 8-9 классов? Можно ли перейти с концентрической на нормальную (линейную) систему?

Невозможно. Потому что школа девятилетняя. Это Закон государства и Конституция. Все нормативные акты, требования, минимумы, программы созданы для двух школ: основной и полной средней. Поэтому и учебное обеспечение, и оборудование производится для двух школ. А отсюда и следует говорить о двух концентрах, о которых мы говорим с 1993 года. Все что касается сегодняшней концепции школьного исторического и обществоведческого образования, то, естественно, с 5 по 9, или, с 5 по 10 (если это будет 12-летняя школа) идет линейное изучение истории. Все, что касается профильной школы, то она абсолютно самостоятельна. И там ничего не продолжается из того, что было сделано в 9-м классе. На новом, совершенно новом уровне, проблемно изучается история Отечества (совсем не обязательно по дням и по часам, а блоками, проблемами, темами). Поэтому линейная система только в основной школе.

Тамара Ивановна, Александр Федотович Киселев (зам.министра образования – прим. ВМОИСТО), когда в рамках августовского педсовета отвечал на аналогичный вопрос, сказал, что в Министерстве понимают насколько тяжелое положение сложилось в связи с переходом на новую структуру исторического образования и что, в связи с переходом на 12-летнюю школу эти подходы будут скорректированы.

Коррекция одна: у нас существуют две школы и мы даем две разные истории в двух разных школах. Профильная школа – самостоятельная школа, готовящая детей в ВУЗ. Туда пойдут дети, ориентированные на поступление. Следовательно там нужен совсем другой подход к изучению истории. На более высоком, проблемном, теоретическом уровне. Наряду с углублением и расширением материала. И на новых оценках и подходах, связанных уже с фундаментальным знанием истории того или иного периода.

И два вопроса, связанных с развивающим обучением. Каким образом концентрическая система обучения соответствует концепции развивающего обучения? И существует ли центр по изучению истории в системе РО?

Система РО сконцентрирована у нас, в основном, в начальной школе. По истории были попытки сделать в этом разрезе 5 класс, но до нас это ничего не дошло. У нас нет таких курсов. Мы их не рассматривали, мы их не экспертировали. Понятно, что идея развивающего обучения требует колоссального количества времени. У нас такого времени в основной школе нет. Поэтому делайте выводы сами.

Спасибо Вам большое за это интервью.

--- ---
Hosted by uCoz