Действительно, любое решение, касающееся этого
факта, будет бессмысленным и бесцельным.
Таким образом, критический дуализм обращает особое
внимание на невозможность сведения решений или норм к
фактам. Поэтому его можно назвать дуализмом фактов и
решений.
Однако такой дуализм может встретить некоторые возра-
жения. Ведь можно сказать, что решения являются фактами.
Если мы принимаем решение ввести определенную норму, то
сам акт принятия этого решения оказывается психологичес-
ким или социологическим фактом, и было бы нелепостью
утверждать, что между фактами разного рода нет ничего
общего. Поэтому, если несомненно, что решения о принима-
емых нами нормах зависят от определенных психологических
фактов, например особенностей нашего воспитания, то вроде
бы нелепо постулировать дуализм решений и фактов или
утверждать, что решения не выводимы из фактов. На это
возражение можно ответить, что термин <решение> употреб-
ляется в двух различных смыслах. Можно говорить о некото-
ром решении, которому мы подчинились, к которому пришли,
которое рассматриваем и взвешиваем, однако можно, в отли-
4-II 14
98 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
чие от этого, говорить и об акте решения и его также называть
<решением>. Только во втором случае решение является
фактом. Аналогичная ситуация имеет место и со множеством
других терминов. Так, например, в одном случае мы можем
говорить о постановлении, направленном для рассмотрения в
некоторый совет, в другом - о самом акте принятия советом
такого постановления. Точно так же мы можем говорить, с
одной стороны, о поступившем нам некотором предложении
о чем-то, а с другой стороны, о самом акте предложения нам
чего-либо. И то, и другое может быть названо <предложени-
ем> или <рекомендацией> (<proposal>)*. Аналогичная дву-
смысленность хорошо известна в области дескриптивных
утверждений или высказываний. Возьмем, к примеру, ут-
верждение: <Наполеон умер на острове Святой Елены>