Этим я хочу сказать, что, называя нормы конвенциональ-
ными, я не имею в виду, что они должны быть произвольными
или что система одних законов не хуже и не лучше системы
других. Говоря, что некоторые системы законов могут быть
улучшены и что одни законы могут быть лучше других, я
имею в виду, что существующие нормативные законы (или
социальные институты) возможно сравнивать с некоторым
нормативным идеалом, которого мы захотели бы добиться.
Однако даже этот идеал создастся нами - в том смысле, что
96 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
добиваться его решили мы сами и что только мы несем
ответственность за это наше решение. В природе идеалов не
обнаружить. Природа состоит из фактов и регулярностей,
которые сами по себе ни моральными, ни аморальными не
являются. Мы сами навязываем идеалы природе и тем самым
привносим в мир природы мораль", хотя сами при этом
являемся частью природы. Мы - продукты природы, но
природа же дала нам власть изменять мир, предвидеть и
планировать будущее и принимать далеко идущие решения,
за которые мы несем моральную ответственность. Таким
образом, и решения, и ответственность за них появляются в
мире природы только вместе с нами.
Ill
Для понимания изложенной точки зрения необходимо
усвоить, что наши решения никогда не выводятся из фактов
(или из утверждений о фактах), хотя они и имеют некоторое
отношение к фактам. Например, решение бороться с рабством
не зависит от факта, что все люди рождаются равными и
свободными и никто не рождается в цепях. Действительно,
ведь даже если все мы рождаемся свободными, скорее всего
найдутся люди, пытающиеся заковать других в цепи и даже
верящие в то, что они должны это сделать. Точнее говоря,
если мы заметим, что некоторый факт можно изменить -
например, факт, что многие люди страдают от болезней, то
по отношению к этому факту мы можем занять совершенно
разные позиции: принять решение сделать все возможное,
чтобы изменить этот факт, решить бороться со всякой попыт-
кой его изменения или решить вообще не предпринимать по
отношению к нему никаких действий