Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 94



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
На этом этапе негативный опыт человека является средством, с помощью которого он учится приспосабливаться к окружающей среде. Различие между санкциями, навязан- ными другими людьми в случае нарушения нормативных табу, и негативным опытом, испытанным под воздействием природ- ного окружения, еще не осознается. Существуют две возмож- ные стадии проявления наивного монизма. Одну из них можно назвать наивным натурализмом. На этой стадии считается, что естественные и конвенциональные регулярности вообще неизменны. Я думаю, что эта стадия - всего лишь абстракт- ная возможность, которая, скорее всего, никогда не реализо- вывалась. Гораздо важнее для нас стадия, которую можно назвать наивным конвенционализмом, на которой считается, что природные и нормативные регулярности выражают реше- ния человекоподобных богов и демонов. На этой стадии смену времен года, особенности движения Солнца, Луны и планет интерпретируют так, будто они повинуются <законам>, <по- велениям> и <решениям>, <управляющим небом и землей> и <провозглашенным Богом-создателем в начале времен>^. По- нятно, что те, кто так думает, способны поверить и в то, что даже законы природы при определенных исключительных обстоятельствах подвержены изменениям, что иногда мы мо- жем воздействовать на них при помощи магии и что эти законы приводятся в действие санкциями - так, как если бы они были нормативными. Это хорошо иллюстрирует изрече- ние Гераклита: <Солнце не преступит [положенных ] мер, а не то его разыщут Эринии, союзницы Правды>. Крушение племенной системы, основанной на магии, тесно связано с осознанием того, что системы табу различных племен различны, что они введены и навязаны человеком и что их можно безнаказанно нарушать, если только удастся избежать наказания со стороны соплеменников. Осознанию этого факта способствовало также наблюдение, что законы могут вводиться и изменяться смертными законодателями. Я имею в виду не только таких законодателей, как Солон, но ГЛАВА 5

Hosted by uCoz