На этом этапе негативный опыт человека является
средством, с помощью которого он учится приспосабливаться
к окружающей среде. Различие между санкциями, навязан-
ными другими людьми в случае нарушения нормативных табу,
и негативным опытом, испытанным под воздействием природ-
ного окружения, еще не осознается. Существуют две возмож-
ные стадии проявления наивного монизма. Одну из них можно
назвать наивным натурализмом. На этой стадии считается,
что естественные и конвенциональные регулярности вообще
неизменны. Я думаю, что эта стадия - всего лишь абстракт-
ная возможность, которая, скорее всего, никогда не реализо-
вывалась. Гораздо важнее для нас стадия, которую можно
назвать наивным конвенционализмом, на которой считается,
что природные и нормативные регулярности выражают реше-
ния человекоподобных богов и демонов. На этой стадии смену
времен года, особенности движения Солнца, Луны и планет
интерпретируют так, будто они повинуются <законам>, <по-
велениям> и <решениям>, <управляющим небом и землей> и
<провозглашенным Богом-создателем в начале времен>^. По-
нятно, что те, кто так думает, способны поверить и в то, что
даже законы природы при определенных исключительных
обстоятельствах подвержены изменениям, что иногда мы мо-
жем воздействовать на них при помощи магии и что эти
законы приводятся в действие санкциями - так, как если бы
они были нормативными. Это хорошо иллюстрирует изрече-
ние Гераклита: <Солнце не преступит [положенных ] мер, а
не то его разыщут Эринии, союзницы Правды>.
Крушение племенной системы, основанной на магии,
тесно связано с осознанием того, что системы табу различных
племен различны, что они введены и навязаны человеком и
что их можно безнаказанно нарушать, если только удастся
избежать наказания со стороны соплеменников. Осознанию
этого факта способствовало также наблюдение, что законы
могут вводиться и изменяться смертными законодателями. Я
имею в виду не только таких законодателей, как Солон, но
ГЛАВА 5