Он считал также,
что закат общества является заслуженным, - в том смысле,
что моральный упадок, т. е. упадок и деградация души, идет
рука об руку с упадком и деградацией социального тела. Все
сказанное имеет важное значение в платоновской теории
первого изменения - в истории Числа и Падения человека.
Эту теорию и ее связь с учением о формах или идеях мы
рассмотрим в следующей главе.
Глава 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ
Платон не был первым философом, подвергнувшим об-
щественные явления научному анализу. Начало развитию
общественных наук было положено по крайней мере во
времена поколения Протагора, первого из великих мыслите-
лей, которые называли себя <софистами>. Это начало было
связано с осознанием потребности различать две разные
составляющие среды обитания человека - природное и со-
циальное окружение. Заметить и понять это различие непро-
сто, и даже до сих пор оно не всегда кажется очевидным. Со
времен Протагора его существование не раз ставилось под
сомнение. Многие из нас, возможно, и теперь часто склонны
истолковывать наше социальное окружение так, как если бы
оно было <естественным>.
Одной из существенных черт магического сознания древ-
него - племенного или <закрытого> общества - является
господствующее в таком обществе убеждение, будто оно су-
ществует в заколдованном круге' неизменных табу, законов
и обычаев, которые считались столь же неизбежными, как
восход солнца, смена времен года и тому подобные совершенно
очевидные закономерности природы. И только после падения
магического <закрытого общества> стало возможным теорети-
ческое осмысление отличия <природы> от <общества>.
Мне кажется, что для анализа процесса осознания специ-
фических особенностей природы и общества нам потребуется
хорошенько усвоить одно важное различие. Это - различие
между (а) естественными законами, или законами приро-
ды, такими, как например, законы, описывающие движение
Солнца, Луны и планет, смену времен года и т