По-
этому для реконструкции наилучшего государства потребова-
лось самым радикальным образом устранить все источники и
элементы разобщенности и распада. Иначе говоря, спартан-
ское общество, служившее основой реконструкции, следовало
рассматривать с точки зрения условий, необходимых для
сохранения нерушимого единства господствующего класса,
гарантией чему должны были быть экономическая воздержан-
ность, воспитание и обучение правящего класса.
Истолковывая современные ему общества как искажен-
ные копии идеального государства, Платон оснастил доста-
точно грубые представления Гесиода о человеческой истории
одновременно теоретическим обрамлением и анализом воз-
можностей их практического применения. Ему удалось раз-
вить чрезвычайно реалистичную историцистскую теорию,
обнаружившую причину социальной изменчивости в герак-
литовской распре и в борьбе классов, которая у Гераклита
являлась движущей и разлагающей силой истории. Эти исто-
рицистские принципы Платон применил для описания исто-
рии заката и упадка греческих городов-государств, в особен-
ности для критики демократии, названной им женоподобной
и вырожденной. Можно добавить, что позднее, в <Законах>^,
он применил эти принципы также и к истории заката и
падения персидской империи, положив начало длинному
списку сценариев <закатов> истории империй и цивилизаций.
(<Закат Европы> О. Шпенглера, может быть, наихудший, но
отнюдь не последний из них^.) Все это, я полагаю, можно
рассматривать как чрезвычайно впечатляющую попытку ос-
мыслить и объяснить переживания Платона, вызванные кра-
хом племенного общества, - переживания, которые были
аналогичны переживаниям Гераклита, создавшего первую
философскую теорию изменчивости.
Вместе с тем, наш анализ платоновской дескриптивной
социологии еще не завершен. Его история заката и падения
содержит два характерных момента, на которые мы еще не
90 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
обращали специального внимания. Платон полагал, что дви-
жущиеся к закату общества подобны организму и что за-
кат - это процесс, подобный старению