Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 89



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
По- этому для реконструкции наилучшего государства потребова- лось самым радикальным образом устранить все источники и элементы разобщенности и распада. Иначе говоря, спартан- ское общество, служившее основой реконструкции, следовало рассматривать с точки зрения условий, необходимых для сохранения нерушимого единства господствующего класса, гарантией чему должны были быть экономическая воздержан- ность, воспитание и обучение правящего класса. Истолковывая современные ему общества как искажен- ные копии идеального государства, Платон оснастил доста- точно грубые представления Гесиода о человеческой истории одновременно теоретическим обрамлением и анализом воз- можностей их практического применения. Ему удалось раз- вить чрезвычайно реалистичную историцистскую теорию, обнаружившую причину социальной изменчивости в герак- литовской распре и в борьбе классов, которая у Гераклита являлась движущей и разлагающей силой истории. Эти исто- рицистские принципы Платон применил для описания исто- рии заката и упадка греческих городов-государств, в особен- ности для критики демократии, названной им женоподобной и вырожденной. Можно добавить, что позднее, в <Законах>^, он применил эти принципы также и к истории заката и падения персидской империи, положив начало длинному списку сценариев <закатов> истории империй и цивилизаций. (<Закат Европы> О. Шпенглера, может быть, наихудший, но отнюдь не последний из них^.) Все это, я полагаю, можно рассматривать как чрезвычайно впечатляющую попытку ос- мыслить и объяснить переживания Платона, вызванные кра- хом племенного общества, - переживания, которые были аналогичны переживаниям Гераклита, создавшего первую философскую теорию изменчивости. Вместе с тем, наш анализ платоновской дескриптивной социологии еще не завершен. Его история заката и падения содержит два характерных момента, на которые мы еще не 90 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА обращали специального внимания. Платон полагал, что дви- жущиеся к закату общества подобны организму и что за- кат - это процесс, подобный старению

Hosted by uCoz