.. Главные
образцы воспитания и обучения пусть будут у нас таки-
ми>, - заключает Платон.
Хотя Платон отождествляет душевную мягкость с пред-
расположенностью к философии и хотя в завершающих
частях <Государства> философия занимает доминирующее
положение, он вовсе не склоняется в пользу душевной мяг-
кости или музыкального, т. е. литературного образования.
Его беспристрастность в уравновешивании двух душевных
элементов особенно очевидна, когда он призывает к серьез-
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ 87
нейшим ограничениям литературного образования по сравне-
нию с тем, что в его годы было принято в Афинах. Это,
конечно, отражает его общее предпочтение Спарты Афинам.
(Крит, его другая модель, был настроен против музыки еще
более решительно, чем Спарта".) Политические принципы
литературного образования Платона основаны на простом
сравнении Афин и Спарты. Он видел, что Спарта обращалась
со своим человеческим стадом излишне жестоко, что, по его
мнению, являлось симптомом или даже признанием слабо-
сти^, а потому и симптомом начинающегося вырождения
господствующего класса. Афины, наоборот, обращались с
рабами слишком либерально и расслабленно. Платон решил,
что это является доказательством того, что спартанцы чрез-
мерно увлекались гимнастикой, а афиняне - музыкой. Эта
простая оценка помогла ему легко определить то, что, по его
мнению, являлось подлинной мерой или подлинной смесью
двух элементов в системе образования наилучшего государ-
ства и сформулировать принципы политики в области обра-
зования. С точки зрения афинян это не могло означать
ничего, кроме требования удушить литературное образование
по примеру Спарты с ее жестким контролем литературы^.
Суровой цензурой контролировалась не только поэзия, но и
музыка как таковая, которые, внушая молодежи понятие о
классовой дисциплине и классовых интересах^, должны были
укреплять стабильность государства. Платон даже забывает
о том, что функция музыки состоит в том, чтобы смягчать
нравы молодежи, требуя, чтобы музыка делала их храбрее,
т