Только при коммуни-
стической системе, сводящей экономические интересы до
минимума и гарантирующей единство правящего класса, не
может быть ни большой нужды, ни большого богатства.
Таким образом, коммунистическое устройство правящего
класса платоновского совершенного города-государства выте-
кает из его фундаментального закона социальных изменений.
Оно - необходимое условие политической стабильности,
важнейшей характеристики такого города-государства. Одна-
ко при всей важности этого условия его одного недостаточно.
Для того, чтобы правящий класс мог чувствовать себя дей-
ствительно объединенным в одно племя, т. е. в одну большую
семью, необходимо не только наличие связей между предста-
вителями класса, но и давление, оказываемое на него извне.
Это давление может быть создано путем расширения пропа-
сти между правителями и управляемыми. Чем глубже пра-
вители будут чувствовать принадлежность управляемых к
низшему сословию, тем больше будет укрепляться чувство
единения между ними. Так, Платон после некоторых коле-
баний приходит к фундаментальному принципу, гласящему,
что между представителями разных классов не должно быть
никаких отношений: <Вмешательство этих трех сословий в
чужие дела, - говорит Платон, - и переход из одного
сословия в другое - величайший вред для государства и с
полным правом может считаться высшим преступлением>^.
Однако такое жесткое разделение на классы следовало как-то
оправдать, а это оправдание могло состоять только в том, что
правители являются высшими по сравнению с управляемыми
существами. Поэтому Платон оправдывает предложенное им
разделение классов, утверждая, что правители значительно
превосходят управляемых в трех аспектах: породой, образо-
ванием и своей шкалой ценностей. Моральные ценности
Платона, которые, конечно же, совпадают с ценностями
правителей наиболее совершенного государства, будут рас-
смотрены в главах 6, 7 и 8. Здесь же я хотел бы ограничиться
описанием некоторых идей Платона, касающихся происхож-
дения, воспитания и образования представителей правящего
класса