Эта мысль подтверждается также и содержа-
нием <Законов>, где Платон выказывает самое антигуманное
отношение к рабам.
Поскольку только один правящий класс обладает полити-
ческой властью, с помощью которой человеческое стадо
заключается в такие рамки, которые не позволили бы ему
выйти из-под контроля, то проблема сохранения государства
целиком сводится к проблеме сохранения единства правящего
класса. Как сохранить единство правителей? Путем обучения
и разнообразных форм психологического воздействия, а так-
же путем подавления экономических интересов, способных
повлечь за собой разобщенность. Экономическая воздержан-
ность достигалась и контролировалась в результате введения
коммунизма, т. е. отмены частной собственности, особенно
на драгоценные металлы. (Запрет на обладание драгоценны-
ми металлами существовал и в Спарте.) Коммунизм рас-
пространяются только на правящий класс, единство которо-
го следовало обязательно сохранить; ссоры внутри низшего
класса не заслуживали внимания. Поскольку всякая соб-
ственность являлась общественной, то право общего облада-
ния относилось также к женщинам и детям. Ни один пред-
ставитель правящего класса не должен был знать ни своих
детей, ни своих родителей. Семью следовало уничтожить или,
точнее, расширить ее до размера всего класса воинов. В
противном случае семейные обязанности могли стать источ-
ником разобщения. Таким образом, <каждый должен почи-
тать каждого родным себе>^. (Это предложение не было ни
новым, ни революционным, как это может показаться. Вспом-
ним спартанские ограничения на частную семейную жизнь,
например запрет на отдельные трапезы, который Платон
часто называл институтом <совместных трапез>.) Вместе с
тем даже общее обладание женщинами и детьми Платон не
считал достаточным для защиты правящего класса от эконо-
мических опасностей. Для него важно было избежать не
только бедности, но и процветания. И то, и другое таило
угрозу единству: бедность потому, что она заставляет людей
применять отчаянные усилия для удовлетворения своих по-
требностей, а процветание потому, что причиной большин-
82 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
ства изменений являются изобилие, богатство, делающие
возможными опасные эксперименты