Вот почему
так отрывочна имеющаяся у нас информация о платоновских
низших классах. Однако некоторые замечания о них Платон
все же делает: <Духовный склад их таков, что с ними не
очень-то стоит общаться, но они обладают телесной силой,
достаточной для тяжелых работ>. Это некрасивое замечание
иногда утешительно трактуют так, будто Платон не видел
места для рабов в своем городе-государстве, но я вынужден
показать здесь, что это не так. Действительно, Платон нигде
открыто не обсуждает вопрос о статусе рабов в его наилучшем
государстве. Правда и то, что Платон предложил избегать
слова <раб> и считал, что работников лучше называть
<плательщиками> или даже <кормильцами>. Однако делал
он это в пропагандистских целях. Нигде у Платона мы не
найдем ни малейшего намека на то, что рабство следует
отменить или хотя бы смягчить. Напротив, Платон только
насмехается над <нежными> афинскими демократами, сто-
ронниками аболиционизма. Он делает это совершенно откры-
то при описании тимократии, которая, напомним, представ-
ляла собой, по Платону, вторую после наилучшего государ-
ства форму государственного устройства. Вот что он говорит
о тимократическом человеке: <С рабами такой человек жес-
ток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан>.
Поскольку же только в наилучшем государстве качество
образования превосходит тимократическое, то с высокой
степенью вероятности можно заключить, что в платоновском
наилучшем городе-государстве были рабы, которых не истя-
зали, а просто презирали. Закономерно презирая рабов,
Платон согласно своей теории, не считает необходимым
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ 81
распространяться на тему рабства. Этот вывод полностью
подтверждается отрывком из <Государства>, в котором Пла-
тон, критикуя практику порабощения греками греков, дает
описание преимуществ порабощения варваров и даже призы-
вает <наших граждан>, т. е. граждан наилучшего города-го-
сударства, <относиться к своим противникам именно таким
образом, а к варварам - так, как теперь относятся друг к
другу эллины>