Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 78



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Вот почему так отрывочна имеющаяся у нас информация о платоновских низших классах. Однако некоторые замечания о них Платон все же делает: <Духовный склад их таков, что с ними не очень-то стоит общаться, но они обладают телесной силой, достаточной для тяжелых работ>. Это некрасивое замечание иногда утешительно трактуют так, будто Платон не видел места для рабов в своем городе-государстве, но я вынужден показать здесь, что это не так. Действительно, Платон нигде открыто не обсуждает вопрос о статусе рабов в его наилучшем государстве. Правда и то, что Платон предложил избегать слова <раб> и считал, что работников лучше называть <плательщиками> или даже <кормильцами>. Однако делал он это в пропагандистских целях. Нигде у Платона мы не найдем ни малейшего намека на то, что рабство следует отменить или хотя бы смягчить. Напротив, Платон только насмехается над <нежными> афинскими демократами, сто- ронниками аболиционизма. Он делает это совершенно откры- то при описании тимократии, которая, напомним, представ- ляла собой, по Платону, вторую после наилучшего государ- ства форму государственного устройства. Вот что он говорит о тимократическом человеке: <С рабами такой человек жес- ток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан>. Поскольку же только в наилучшем государстве качество образования превосходит тимократическое, то с высокой степенью вероятности можно заключить, что в платоновском наилучшем городе-государстве были рабы, которых не истя- зали, а просто презирали. Закономерно презирая рабов, Платон согласно своей теории, не считает необходимым ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ 81 распространяться на тему рабства. Этот вывод полностью подтверждается отрывком из <Государства>, в котором Пла- тон, критикуя практику порабощения греками греков, дает описание преимуществ порабощения варваров и даже призы- вает <наших граждан>, т. е. граждан наилучшего города-го- сударства, <относиться к своим противникам именно таким образом, а к варварам - так, как теперь относятся друг к другу эллины>

Hosted by uCoz