Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 72



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
.. а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не казаться неприятными и власт- ными>. (И эти слова Платон в роли главы Академии вклады- вает в уста Сократа, забывая о том, что Сократ никогда нс был учителем и что даже в последние годы своей жизни он никогда не казался раздражительным и властным. Он никог- да не <снисходил> к молодежи, а обращался с нею, например с молодым Платоном, как с товарищами и друзьями. Сам же Платон, надо полагать, действительно <снисходил> до обсуж- дения важных вопросов со своими учениками.) <Но крайняя свобода для народа такого государства, - продолжает Пла- тон, - состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели... Если собрать все это вместе, самым главным будет то... что душа делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызы- вает у них возмущение как нечто недопустимое. А кон- чат они... тем, что перестанут считаться даже с законами... чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти>. Здесь Платон все же отдает дань своему родному городу, хотя и помимо своей воли. Величайшей победой 76 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА афинской демократии навсегда останется гуманное отноше- ние к рабам, сохранившееся несмотря на антигуманную пропаганду, которую вели такие философы, как Платон и Аристотель: ведь, по признанию самого Платона, афинская демократия вплотную подошла к уничтожению рабства". Гораздо более ценным, хотя и оно продиктовано нена- вистью, является платоновское описание тирании и особенно перехода к ней. Рассуждая о тирании, Платон подчеркивает, что он говорит о предмете, который хорошо узнал на личном опыте^. Несомненно, что при этом он имеет в виду сира- кузского тирана Дионисия Старшего. Переход от демократии к тирании, говорит Платон, может быть легко осуществлен народным вождем, который знает, как использовать сущест- вующий в демократическом обществе классовый антагонизм между бедными и богатыми, и которому удается собрать достаточное число телохранителей или создать собственную армию

Hosted by uCoz