Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 69



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Если аристократически настроенный Платон проклинал ис- следованное им историческое развитие, то современные ис- торицисты приветствуют его, уверовав в закон исторического прогресса.) Перед тем, как перейти к подробному обсуждению кон- цепции совершенного государства Платона, я хотел бы оста- новиться на кратком анализе той роли, которую играют в его теории экономические интересы и классовая борьба в процессе перехода общества от одной из только что перечисленных платоновских четырех форм государственного устройства к другой. Платон говорит, что первая форма вырождения совер- шенного государства - тимократия, т. е. господство честолю- бивых воинов, почти во всех отношениях близка к совершен ному государству. Важно отметить, что Платон открыто отож- дествляет это наилучшее и древнейшее из всех существовав- ших государств с дорийским государственным устройством Спарты и Крита и утверждает, что оба эти аристократические государства на самом деле представляли собой самые ранние формы политической жизни в Греции. То, что Платон говорит нам о государственном устройстве Спарты и Крита, содержит- ся главным образом в его блестящих описаниях наилучшего или совершенного государства, подобием которого является тимократия. (Защищая идею сходства Спарты и совершенного государства, Платон стал одним из наиболее успешных про- пагандистов того, что я назвал бы <Великим мифом Спар- ты> - древнейшего, получившего широкое распространение мифа о превосходстве спартанского государственного устрой- ства и образа жизни.) Основное различие между наилучшим, или идеальным, государством и тимократией состоит в том, что последняя содержит некоторый элемент нестабильности. Когда-то еди- ный патриархальный правящий класс теперь оказывается разъединенным, а эта разъединенность низводит государство на следующую ступень, и тимократия вырождается в олигар- хию. Разъединенность порождается честолюбием. <Прежде всего тот слышит, - пишет Платон о молодом тимократе, - как сокрушается его мать: ее муж не принадлежит к прави- телям>^

Hosted by uCoz