Если аристократически настроенный Платон проклинал ис-
следованное им историческое развитие, то современные ис-
торицисты приветствуют его, уверовав в закон исторического
прогресса.)
Перед тем, как перейти к подробному обсуждению кон-
цепции совершенного государства Платона, я хотел бы оста-
новиться на кратком анализе той роли, которую играют в его
теории экономические интересы и классовая борьба в процессе
перехода общества от одной из только что перечисленных
платоновских четырех форм государственного устройства к
другой. Платон говорит, что первая форма вырождения совер-
шенного государства - тимократия, т. е. господство честолю-
бивых воинов, почти во всех отношениях близка к совершен
ному государству. Важно отметить, что Платон открыто отож-
дествляет это наилучшее и древнейшее из всех существовав-
ших государств с дорийским государственным устройством
Спарты и Крита и утверждает, что оба эти аристократические
государства на самом деле представляли собой самые ранние
формы политической жизни в Греции. То, что Платон говорит
нам о государственном устройстве Спарты и Крита, содержит-
ся главным образом в его блестящих описаниях наилучшего
или совершенного государства, подобием которого является
тимократия. (Защищая идею сходства Спарты и совершенного
государства, Платон стал одним из наиболее успешных про-
пагандистов того, что я назвал бы <Великим мифом Спар-
ты> - древнейшего, получившего широкое распространение
мифа о превосходстве спартанского государственного устрой-
ства и образа жизни.)
Основное различие между наилучшим, или идеальным,
государством и тимократией состоит в том, что последняя
содержит некоторый элемент нестабильности. Когда-то еди-
ный патриархальный правящий класс теперь оказывается
разъединенным, а эта разъединенность низводит государство
на следующую ступень, и тимократия вырождается в олигар-
хию. Разъединенность порождается честолюбием. <Прежде
всего тот слышит, - пишет Платон о молодом тимократе, -
как сокрушается его мать: ее муж не принадлежит к прави-
телям>^