Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 67



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
В <Законах>^, например, изложен рас- сказ о закате и упадке человеческого общества, который помогает Платону дать описание предыстории, плавно пере- ходящее в описание истории греческого общества. В <Госу- дарстве> имеются сходные идеи, которые более абстрактно и систематически описывают развитие государственного управ- ления. В <Политике>, носящем еще более абстрактный ха- рактер, дана логическая классификация типов государствен- ного управления с редкими ссылками на исторические собы- тия. В <Законах> историцистский аспект исследований Пла- тона сформулирован наиболее отчетливо. <Что послужи- ло началом государственного устройства?> -спрашивает он здесь, связывая этот вопрос с другим: <Как должно в каждом отдельном случае рассматривать постепенное уклонение го- сударства то в сторону добродетели, то порока?>. В рамках социологических доктрин, разрабатывавшихся Платоном, су- ществует одно важное различие, обусловленное чисто спеку- лятивными трудностями, которые, по-видимому, беспокоили Платона. Предположив, что начальной точкой развития было совершенное, а потому и не подверженное разложению госу- дарство, он испытывал затруднение объяснить причину пер- вого изменения - Падения человека, которое и запустило часы истории". В следующей главе мы узнаем о попытке 72 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА Платона решить эту проблему, однако сначала я попытаюсь дать общий обзор его теории социального развития. Согласно тому, что сказано в <Государстве>, первона- чальной, или исходной формой общества, которая в то же время в наибольшей степени была подобной форме или идее государства - <наилучшим государством> - было царство мудрейших и богоподобных людей. Этот идеальный город-го- сударство был настолько совершенен, что трудно даже пред- ставить, как он мог вообще изменяться. И все же он изме- нялся, а вместе с изменениями началась и гераклитова распря - движущая сила всех перемен. Согласно Платону, внутренняя распря, классовая война, подпитываемая эгоисти- ческими, главным образом, материальными и экономически- ми интересами, является главной силой <социальной динами- ки>

Hosted by uCoz