В <Законах>^, например, изложен рас-
сказ о закате и упадке человеческого общества, который
помогает Платону дать описание предыстории, плавно пере-
ходящее в описание истории греческого общества. В <Госу-
дарстве> имеются сходные идеи, которые более абстрактно и
систематически описывают развитие государственного управ-
ления. В <Политике>, носящем еще более абстрактный ха-
рактер, дана логическая классификация типов государствен-
ного управления с редкими ссылками на исторические собы-
тия. В <Законах> историцистский аспект исследований Пла-
тона сформулирован наиболее отчетливо. <Что послужи-
ло началом государственного устройства?> -спрашивает он
здесь, связывая этот вопрос с другим: <Как должно в каждом
отдельном случае рассматривать постепенное уклонение го-
сударства то в сторону добродетели, то порока?>. В рамках
социологических доктрин, разрабатывавшихся Платоном, су-
ществует одно важное различие, обусловленное чисто спеку-
лятивными трудностями, которые, по-видимому, беспокоили
Платона. Предположив, что начальной точкой развития было
совершенное, а потому и не подверженное разложению госу-
дарство, он испытывал затруднение объяснить причину пер-
вого изменения - Падения человека, которое и запустило
часы истории". В следующей главе мы узнаем о попытке
72 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
Платона решить эту проблему, однако сначала я попытаюсь
дать общий обзор его теории социального развития.
Согласно тому, что сказано в <Государстве>, первона-
чальной, или исходной формой общества, которая в то же
время в наибольшей степени была подобной форме или идее
государства - <наилучшим государством> - было царство
мудрейших и богоподобных людей. Этот идеальный город-го-
сударство был настолько совершенен, что трудно даже пред-
ставить, как он мог вообще изменяться. И все же он изме-
нялся, а вместе с изменениями началась и гераклитова
распря - движущая сила всех перемен. Согласно Платону,
внутренняя распря, классовая война, подпитываемая эгоисти-
ческими, главным образом, материальными и экономически-
ми интересами, является главной силой <социальной динами-
ки>