Он
приветствовал ее как решение самой глубокой мистической
загадки. Гераклит не сумел с этических позиций прямо
осудить тенденцию политического развития; Платон же в
своей теории форм создал теоретическую основу для песси-
мистических суждений в духе Гесиода.
Однако величие Платона-социолога заключается, конеч-
но, не в общих абстрактных спекуляциях о законе обществен-
ной деградации. Напротив, оно коренится в ценности и
тщательности его наблюдений, в удивительной остроте его
социологической интуиции. Он видел то, что до него никто
еще не видел и что было заново открыто только в наше время.
В качестве примера можно упомянуть его теорию предысто-
рии человечества, истории племенного патриархата и вообще
его попытку выделить типичные периоды в развитии обще-
ственной жизни. Другой пример - это платоновский соци-
ологический и экономический историцизм, его внимание к
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ 71
экономической подоплеке политической жизни и историчес-
кого развития. Эту теорию возродил Маркс под именем
<исторический материализм>. Третьим примером является
интереснейший платоновский закон политических револю-
ций, в соответствии с которым всякая революция вытекает
из разногласий в стане правящего класса (или <элиты>). Этот
закон служил у него основой анализа средств задержки
политических изменений и создания социального равновесия,
и он недавно был переоткрыт теоретиками тоталитаризма, в
частности, В. Парето.
Теперь я перехожу к более подробному обсуждению
названных вопросов. В особенности меня будет занимать
третий вопрос - теория революции и равновесия.
II
Диалогами, в которых Платон обсуждает эти вопросы,
являются в хронологическом порядке - <Государство>, го-
раздо более поздний диалог под названием <Политик> и
<Законы>, самая большая и самая поздняя из всех его работ.
Несмотря на некоторые незначительные различия, эти диа-
логи, местами повторяя, местами дополняя друг друга, весьма
сходны между собой