Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 65



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
(Для того, чтобы такое улучшение приобрело хоть какой-то смысл, нам следует увековечить его, т. е. остановить все дальнейшие изменения.) В полном согласии с этой теорией находится и изложенная Платоном в <Тимее> картина происхождения видов. В соот- ветствии с ней, человек, высочайшее из животных, создан богами, а другие животные произошли от него в процессе вырождения и разложения. Сначала некоторые мужчины - трусы и жулики - выродились в женщин. Те, кому недоста- вало мудрости, постепенно выродились в более низких жи- 70 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА вотных. Птицы, говорит он нам, произошли от безвредных, но легкомысленных людей, слишком доверявших своим чув- ствам, <племя сухопутных животных произошло из тех, кто был вовсе чужд философии>, а рыбы - <от самых скудоум- ных неучей, души которых были так нечисты из-за всевоз- можных заблуждений>"*. Эту теорию можно применить и к описанию человеческо- го общества, и к описанию его истории. Она может объяснить пессимистический закон развития Гесиода^ - закон исто- рического разложения. Если можно доверять историческому свидетельству Аристотеля (которое было приведено в преды- дущей главе), то теория форм или идей сначала была предло- жена как отклик на методологическую потребность в чис- том и рациональном знании, невозможном в мире теку- чих чувственных вещей. Теперь мы видим, что эта теория гораздо шире. Помимо выполнения чисто методологических функций, она представляет собой теорию изменчивости. Она описывает общее направление развития всех текучих вещей, указывая тем самым на историческую тенденцию вырождения, свойственную человеку и человеческому обще- ству. (Вместе с тем она не ограничивается и этим; как мы увидим в главе 6, теория форм определяет характер полити- ческих требований Платона и даже средств их реализации). Если, как я полагаю, философские учения и Гераклита и Платона коренились в их социальном опыте - в особенности в опыте классовых войн и в гнетущем чувстве распадающе- гося на части социального мира, - то можно понять, отчего Платон, осознав, что теория форм может объяснить тенден- цию к вырождению, уделял ей так много внимания

Hosted by uCoz