<Итак, все, что причастно душе, изменяется ... при этом все
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ 69
перемещается согласно закону и распорядку судьбы. То, что
меньше изменяет свой нрав, движется по плоской поверхно-
сти; то же, что изменяется больше, и притом в сторону
несправедливости, падает в бездну и попадает в те места, о
которых говорят, что они находятся внизу>. (Далее в этом
фрагменте Платон говорит о следующей возможности: <Если
же душа, по своей ли собственной воле или под сильным
чужим влиянием, изменяется в сторону большей добродете-
ли, то, слившись с божественной добродетелью, она стано-
вится особенно добродетельной и переносится на новое, луч-
шее и совершенно святое место>. Проблему исключительной
души, которая может спастись и, возможно, спасти других от
действия закона предопределения, мы обсудим в главе 8.)
Несколько ранее в тех же <Законах> Платон так выражает
свое учение об изменениях: <Перемены во всем, за исключе-
нием злых бедствий, - это самое ненадежное дело: это
касается и смены всех времен года, и смены ветров, и перемен
в укладе телесной жизни, в характере - словом, изменение
не в чем-то одном, но решительно во всем, исключая, как я
сейчас сказал, лишь злых бедствий>. Короче говоря, Платон
учит нас тому, что всякое изменение есть зло и что покой
божественен.
Теперь мы видим, что платоновская теория форм или идей
указывает определенное направление в развитии текучего
мира. Она подводит нас к закону, согласно которому привер-
женность вещей к разложению в этом мире непрерывно
возрастает. Это не жесткий закон универсально возрастаю-
щего процесса разложения. Правильнее было бы сказать, что
это - закон возрастания склонности к разложению. Иначе
говоря, опасность или вероятность разложения возрастает, но
не исключается возможность и чрезвычайно редких движений
в обратном направлении. Как показывает только что приве-
денный отрывок из Платона, очень хорошая душа может
преодолеть изменчивость и разрушение, а очень дурная
вещь - например, очень дурной город - может быть улуч-
шен путем изменения