На первый взгляд может показаться, что тот факт, что эта
теория должна была объяснять сходство между чувственными
вещами, никак не связан с историцизмом. На самом деле это
не так. Более того, по утверждению Аристотеля, именно эта
задача и побудила Платона к созданию теории идей. Я хотел
бы прояснить ход платоновских рассуждений в этом направ-
лении, используя суждения Аристотеля, а также некоторые
свидетельства, имеющиеся в работах самого Платона.
Если все вещи пребывают в состоянии непрерывной из-
менчивости, то о них невозможно сказать ничего определен-
ного. Мы не можем иметь о них подлинного знания - в
лучшем случае, мы способны составить о них смутное и
обманчивое <мнение>. Этот вывод, как нам известно от
Платона и Аристотеля^, беспокоил многих последователей
Гераклита.
Парменид, один из предшественников Платона, оказав-
ший на него огромное влияние, утверждал, что чистое разум-
ное познание, которое он противопоставлял обманчивому
эмпирическому мнению, может иметь своим предметом толь-
ко неизменный мир и что этот мир доступен только чистому
разумному познанию. Однако эта неизменная и неделимая
действительность, которая, по мнению Парменида, скры-
валась за миром преходящих вещей", не имела никакого
отношения к миру, в котором мы живем и умираем. Поэтому
она не могла и объяснить его.
ГЛАВА 3. ПЛАТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМ ИЛИ ИДЕЙ 61
Платон не мог этим удовлетвориться. Как ни презирал он
этот текучий эмпирический мир, в глубине души этот мир
очень волновал Платона. Он желал приоткрыть завесу над
тайной его развала, его трагизма и жестоких метаморфоз. Он
надеялся обрести средства, могущие спасти этот мир. Платон
находился под глубоким впечатлением от нарисованного
Парменидом образа неизменного, реального и совершенного
бытия, просвечивающего сквозь призрачную завесу мира,
наполненного его страданиями, - однако этот образ, будучи
никак не связанным с миром чувственных вещей, не мог
решить волновавших его вопросов