Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 54



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
На первый взгляд может показаться, что тот факт, что эта теория должна была объяснять сходство между чувственными вещами, никак не связан с историцизмом. На самом деле это не так. Более того, по утверждению Аристотеля, именно эта задача и побудила Платона к созданию теории идей. Я хотел бы прояснить ход платоновских рассуждений в этом направ- лении, используя суждения Аристотеля, а также некоторые свидетельства, имеющиеся в работах самого Платона. Если все вещи пребывают в состоянии непрерывной из- менчивости, то о них невозможно сказать ничего определен- ного. Мы не можем иметь о них подлинного знания - в лучшем случае, мы способны составить о них смутное и обманчивое <мнение>. Этот вывод, как нам известно от Платона и Аристотеля^, беспокоил многих последователей Гераклита. Парменид, один из предшественников Платона, оказав- ший на него огромное влияние, утверждал, что чистое разум- ное познание, которое он противопоставлял обманчивому эмпирическому мнению, может иметь своим предметом толь- ко неизменный мир и что этот мир доступен только чистому разумному познанию. Однако эта неизменная и неделимая действительность, которая, по мнению Парменида, скры- валась за миром преходящих вещей", не имела никакого отношения к миру, в котором мы живем и умираем. Поэтому она не могла и объяснить его. ГЛАВА 3. ПЛАТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМ ИЛИ ИДЕЙ 61 Платон не мог этим удовлетвориться. Как ни презирал он этот текучий эмпирический мир, в глубине души этот мир очень волновал Платона. Он желал приоткрыть завесу над тайной его развала, его трагизма и жестоких метаморфоз. Он надеялся обрести средства, могущие спасти этот мир. Платон находился под глубоким впечатлением от нарисованного Парменидом образа неизменного, реального и совершенного бытия, просвечивающего сквозь призрачную завесу мира, наполненного его страданиями, - однако этот образ, будучи никак не связанным с миром чувственных вещей, не мог решить волновавших его вопросов

Hosted by uCoz