Воспринимающее начало можно уподобить матери, обра-
зец - отцу, а промежуточную природу - ребенку>. Затем
он переходит к описанию образца, т. е. отца, или идеи: <Есть
тождественная идея, нерожденная и негибнущая ... незримая
и никак иначе неощущаемая, но отданная на попечение
мысли>. Каждая из этих идей имеет потомство, т. е. род
чувственных вещей: <Есть нечто подобное этой идее и нося-
щее то же имя - ощутимое, рожденное, вечно движущееся,
возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и
оно воспринимается посредством мнения, соединенного с
ГЛАВА 3. ПЛАТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМ ИЛИ ИДЕЙ 59
ощущением>. А абстрактное пространство, уподобляемое ма-
тери, описывается Платоном так: <Есть еще один род, а
именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения,
дарует обитель всему рождающемуся...>".
Для лучшею понимания платоновской теории форм или
идей можно сравнить ее с некоторыми греческими религиоз-
ными верованиями. Как и во многих первобытных религиях,
по крайней мере некоторые из греческих богов представляли
собой не что иное, как идеализированных племенных предков
или героев - они являлись олицетворением <добродетели>
или <совершенства> данного племени. Поэтому некоторые
племена и семейства считали, что их предком является один
из богов. (Как говорят, семья самого Платона происходила от
Посейдона".) Следует только принять во внимание, что эти
боги вечны и совершенны - или почти совершенны, - в то
время как обычные люди причастны текущему миру и под-
вержены распаду (который является последним предназначе-
нием каждого человека). Поэтому боги находятся к обыкно-
венным людям в таком же отношении, в каком идеи или
формы находятся к чувственным вещам, которые суть их
копии" (или так, как совершенное государство относится к
различным существующим государствам). Однако имеется
важное различие между греческой мифологией и платонов-
ской теорией форм или идей. Если греки в качестве предков
различных племен и семейств почитали многих богов, то,
согласно теории идей, существует только одна форма или идея
человека" - ведь одно из центральных положений теории
форм состоит в том, что для каждого <рода> или <разряда>
вещей имеется лишь одна единственная форма