Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 49



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Таким образом, социальный инженер не связывает себя <инструменталистской> философией социальных институтов. (Действительно, ведь никто не станет утверждать, что апель- сины являются инструментами или средствами для достиже- ния целей, однако мы часто рассматриваем их как средства, если, например, чувствуем голод или, скажем, хотим зарабо- тать на их продаже.) Два этих подхода - историцизм и социальная инжене- рия - образуют иногда своеобразные комбинации. Древней- шим и, по-видимому, наиболее известным примером такой комбинации является философия Платона. В ней соединяют- ся некоторые совершенно очевидные социально-технологи- ческие элементы, расположенные, так сказать, на переднем плане этого философского учения, с хорошо продуманной системой специфических историцистских положений, господ- ствующих на заднем плане. Такая комбинация характерна для целого ряда социально-политических философских уче- ний, впоследствии названных утопическими. Все эти систе- мы, требующие от общества принятия определенных инсти- туциональных, хотя и не всегда реалистических мер, для достижения поставленных ими целей, рекомендуют тем са- мым некоторого рода социальную инженерию. Однако ког- да мы переходим к рассмотрению существа этих целей, то часто обнаруживаем, что они диктуются требованиями исто- рицизма. Политические цели Платона в весьма существенной степени основаны на историцистской доктрине. Во-первых, в его теории социальной революции и исторического распада проявляется стремление избежать гераклитовской текучести. Во-вторых, он полагал, будто это может быть осуществлено путем установления такого государственного порядка, кото- рый был бы настолько совершенен, что уже не принимал бы участия во всеобщем ходе исторического развития. В-третьих, он считал, что модель и происхождение этого совершенного государства можно обнаружить в далеком прошлом, в Золо- ГЛАВА 3. ПЛАТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМ ИЛИ ИДЕЙ 57 том веке, существовавшем на заре истории: ведь если мир с течением времени распадается, то чем дальше в прошлое мы сумеем заглянуть, тем более совершенные формы мы сможем там найти

Hosted by uCoz