Здесь я укажу только на
противоположность между историцизмом и социальной ин-
женерией. Эта противоположность особенно ярко проявляет-
ся в различии подходов историцизма и социальной инжене-
рии к общественным институтам, т. е. к таким учрежде-
ниям, как например, страховая компания, полиция, прави-
тельство или, допустим, овощная лавка.
Историцист склонен рассматривать общественные инсти-
туты с точки зрения их истории, т. е. их происхождения,
развития, а также с точки зрения их значения в настоящем
и будущем. По всей видимости, он будет настаивать на том,
что своим происхождением социальные институты обязаны
определенному плану или проекту и стремлению реализовать
определенные человеческие или божественные цели. Может
случиться и так, что он станет утверждать, будто они созданы
не для осуществления ясно выраженных целей, а являются
непосредственным выражением каких-то инстинктов и стра-
стей. Он также может заявить, что когда-то они служили
ГЛАВА 3. ПЛАТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМ ИЛИ ИДЕЙ 55
определенным целям, но с течением времени утратили это
свойство. Сторонник социальной инженерии и технологии, со
своей стороны, едва ли будет чрезмерно интересоваться про-
исхождением институтов или первоначальными намерениями
их основателей (он может отчетливо понимать, что <лишь
немногие социальные институты были созданы сознательно,
в то время как огромное большинство их являются непредна-
меренным результатом человеческой деятельности>^). Воз-
никающие в связи с общественными институтами проблемы
он будет рассматривать следующим образом. Если у нас есть
определенные цели, то насколько хорошо организован или
приспособлен данный институт для их осуществления? В
качестве примера возьмем институт страхования. Сторонник
социальной инженерии или технологии не задается вопросом,
входило ли в намерения основателей этого института получе-
ние прибыли или он был задуман в качестве инструмента
увеличения общественного благосостояния. Вероятно, он ста-
нет критиковать отдельные страховые общества, указывая,
как можно увеличить их прибыли или, что будет уже совсем
другой задачей, как можно умножить те блага, которые они
дают обществу