<По-
скольку времена были смутные, происходило многое, что
могло вызвать чье-то негодование>. Я полагаю, что, как и в
случае с Гераклитом, из чувства, что общество, как и <все>,
течет, возник фундаментальный импульс платоновской фило-
софии. И подооно своему предшественнику по историцизму,
Платон подытожил собственный социальный опыт, выдвинув
закон исторического развития. Согласно этому закону, кото-
рый мы рассмотрим подробнее в следующей главе, всякое
социальное изменение есть гниение, распад или вырождение.
С точки зрения Платона, этот фундаментальный истори-
ческий закон составляет часть космического закона - закона
существования всех созданных или порожденных вещей. Все
сотворенные вещи текут и ждут своего распада. Подобно
Гераклиту, Платон полагал, что силы, управляющие исто-
рией, - это космические силы.
Однако Платон понимал, что закон вырождения - это
еще не все. У Гераклита мы обнаружили тенденцию рассмат-
ривать законы развития как циклические законы; они пони-
маются им по аналогии с законом, определяющим смену
времен года. Точно так же в некоторых работах Платона мы
находим предположение о Великом годе (длина которого
исчисляется приблизительно в 36 000 обычных лет), вклю-
чающем в себя период совершенствования и развития, соот-
ветствующий, по-видимому, весне и лету, и период вырож-
дения и распада, соответствующий осени и зиме. Согласно
одному из платоновских диалогов (<Государство>), вслед за
ГЛАВА 3. ПЛАТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ ФОРМ ИЛИ ИДЕЙ 51
Золотым веком, или Веком Кроноса, когда миром правил
Кронос и на земле появились люди, следует наша эра, - эра
Зевса, когда мир, оставленный богами, вынужден опираться
лишь на свои собственные ресурсы и, следовательно, быстро
загнивает. В <Государстве> мы также находим предположе-
ние, что после того, как распад достигнет своей крайней
точки, боги снова возьмут в руки штурвал космического
корабля и опять наступит период совершенствования мира.
Не вполне ясно, насколько глубоко Платон верил в
историю, изложенную им в <Государстве>