Согласно преданию, Гераклит, будучи наследником семьи
эфесских царей-жрецов, отказался от престола в пользу
брата. Однако, гордо отказавшись принимать участие в по-
литической жизни города, он, тем не менее, поддерживал
дело аристократии, тщетно пытавшейся остановить поднима-
ющийся прилив новых демократических сил. Этот опыт
участия в социальной и политической жизни отражен в
сохранившихся фрагментах его сочинений^. Вот один из его
выпадов, сделанный по поводу решения народа изгнать Гер-
модора, выходца из аристократических кругов и друга Герак-
лита: <Эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех
поголовно,... а город оставили на безусых юнцов...>. Большой
интерес представляет его интерпретация намерений народа,
показывающая, что ассортимент антидемократической аргу-
ментации не изменился с самых ранних времен появления
демократии: <Они сказали: "Среди нас никто да не будет
наилучшим! А не то быть ему на чужбине и с другими!">.
Эта враждебность по отношению к демократии нередко про-
рывается в гераклитовских текстах: <... Большинство обжи-
рается как скоты... Они дуреют от песен деревенской черни
и берут в учителя толпу, того не ведая, что многие - дурны,
немногие - хороши... В Приене родился Биант, сын Тевта-
мов, который в большем почете, чем остальные. Он изрек:
"Большинство людей плохи"... Большинство [людей ] не мыс-
лят [ = воспринимают ] вещи такими, какими встречают их
[в опыте ], и, узнав, не понимают, но воображают [ = гре-
зят]>. В том же ключе он утверждает: <Закон именно в том,
чтобы повиноваться воле одного>. Приведем еще одно выска-
зывание Гераклита, выражающее консервативность и анти-
демократичность его воззрений - оно вполне приемлемо и
для демократов, если не по намерениям, то по форме: <Народ
должен сражаться за попираемый закон, как за стену [горо-
да]>.
Однако борьба Гераклита за сохранение древних законов
его государства была напрасной, а преходящий характер всех
вещей произвел на него самое глубокое впечатление