Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 34



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Согласно преданию, Гераклит, будучи наследником семьи эфесских царей-жрецов, отказался от престола в пользу брата. Однако, гордо отказавшись принимать участие в по- литической жизни города, он, тем не менее, поддерживал дело аристократии, тщетно пытавшейся остановить поднима- ющийся прилив новых демократических сил. Этот опыт участия в социальной и политической жизни отражен в сохранившихся фрагментах его сочинений^. Вот один из его выпадов, сделанный по поводу решения народа изгнать Гер- модора, выходца из аристократических кругов и друга Герак- лита: <Эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно,... а город оставили на безусых юнцов...>. Большой интерес представляет его интерпретация намерений народа, показывающая, что ассортимент антидемократической аргу- ментации не изменился с самых ранних времен появления демократии: <Они сказали: "Среди нас никто да не будет наилучшим! А не то быть ему на чужбине и с другими!">. Эта враждебность по отношению к демократии нередко про- рывается в гераклитовских текстах: <... Большинство обжи- рается как скоты... Они дуреют от песен деревенской черни и берут в учителя толпу, того не ведая, что многие - дурны, немногие - хороши... В Приене родился Биант, сын Тевта- мов, который в большем почете, чем остальные. Он изрек: "Большинство людей плохи"... Большинство [людей ] не мыс- лят [ = воспринимают ] вещи такими, какими встречают их [в опыте ], и, узнав, не понимают, но воображают [ = гре- зят]>. В том же ключе он утверждает: <Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного>. Приведем еще одно выска- зывание Гераклита, выражающее консервативность и анти- демократичность его воззрений - оно вполне приемлемо и для демократов, если не по намерениям, то по форме: <Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену [горо- да]>. Однако борьба Гераклита за сохранение древних законов его государства была напрасной, а преходящий характер всех вещей произвел на него самое глубокое впечатление

Hosted by uCoz