Трибализм, т. е. утверждение наивысшего значе-
ния племени, без которого индивид ничего из себя не пред-
ставляет, является элементом, который мы встретим во мно-
гих формах историцистских теорий. Другие формы, которые
уже не являются трибалистскими, сохраняют присущий ему
элемент коллективизма^: все они настаивают на исключи-
тельном значении некоторой группы или коллектива, напри-
мер класса, без которых индивид - ничто. Другая особен-
ность доктрины избранных - удаленность во времени того,
что полагают в качестве конца истории. Ведь даже когда этот
конец истории описывается с известной степенью определен-
ности, людям предстоит пройти длинный путь до его дости-
жения. А путь этот не только длинен, но и извилист, он ведет
вверх и вниз, направо и налево. Соответственно, всегда есть
возможность удачно вписать в эту схему любое мыслимое
историческое событие. Эту схему не может опровергнуть
никакой мыслимый опыт^. Однако тем, кто в нее верит, она
дает определенность относительно конечного итога челове-
ческой истории.
Критика теистической интерпретации истории будет дана
в последней главе этой книги, и там же будет показано, как
некоторые из наиболее выдающихся христианских мыслите-
лей отвергли эту теорию как идолопоклонничество. Поэтому
борьбу с этой формой историцизма не следует путать с
борьбой против религии. В этой главе доктрина избранных
40 МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
упомянута только как иллюстрация. Ценность ее заключает-
ся еще и в том, что основные ее характеристики^ присущи
двум наиболее важным современным версиям историцизма,
анализу которых посвящена большая часть этой книги. Я
имею в виду расистскую или фашистскую философию исто-
рии, с одной (правой) стороны, и марксистскую философию
истории, с другой (левой) стороны. На место избранного
народа расизм ставит избранную расу (по Ж. Гобино), слу-
жащую инструментом осуществления предназначения чело-
вечества и в конечном счете наследующую землю. Истори-
ческая философия Маркса на его место ставит избранный
класс, являющийся орудием построения бесклассового обще-
ства, которому также уготовано наследовать землю