Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 30



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Трибализм, т. е. утверждение наивысшего значе- ния племени, без которого индивид ничего из себя не пред- ставляет, является элементом, который мы встретим во мно- гих формах историцистских теорий. Другие формы, которые уже не являются трибалистскими, сохраняют присущий ему элемент коллективизма^: все они настаивают на исключи- тельном значении некоторой группы или коллектива, напри- мер класса, без которых индивид - ничто. Другая особен- ность доктрины избранных - удаленность во времени того, что полагают в качестве конца истории. Ведь даже когда этот конец истории описывается с известной степенью определен- ности, людям предстоит пройти длинный путь до его дости- жения. А путь этот не только длинен, но и извилист, он ведет вверх и вниз, направо и налево. Соответственно, всегда есть возможность удачно вписать в эту схему любое мыслимое историческое событие. Эту схему не может опровергнуть никакой мыслимый опыт^. Однако тем, кто в нее верит, она дает определенность относительно конечного итога челове- ческой истории. Критика теистической интерпретации истории будет дана в последней главе этой книги, и там же будет показано, как некоторые из наиболее выдающихся христианских мыслите- лей отвергли эту теорию как идолопоклонничество. Поэтому борьбу с этой формой историцизма не следует путать с борьбой против религии. В этой главе доктрина избранных 40 МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ упомянута только как иллюстрация. Ценность ее заключает- ся еще и в том, что основные ее характеристики^ присущи двум наиболее важным современным версиям историцизма, анализу которых посвящена большая часть этой книги. Я имею в виду расистскую или фашистскую философию исто- рии, с одной (правой) стороны, и марксистскую философию истории, с другой (левой) стороны. На место избранного народа расизм ставит избранную расу (по Ж. Гобино), слу- жащую инструментом осуществления предназначения чело- вечества и в конечном счете наследующую землю. Истори- ческая философия Маркса на его место ставит избранный класс, являющийся орудием построения бесклассового обще- ства, которому также уготовано наследовать землю

Hosted by uCoz