Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 25



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Их мечты действительно могут дать надеж- ду и ободрение тем, кому сегодня очень трудно. Однако мы должны понимать и то, что их влияние способно заслонить от нас повседневные задачи общественной жизни. Пророки, объявляющие, что скоро произойдут определенные собы- тия - например, победа тоталитаризма (или, быть может, <менеджеризма>), независимо от их желания могут стать инструментом в руках тех, кто эти события готовит. Утвер- ждение, что демократия не должна сохраняться вечно, столь же мало отражает суть дела, как и утверждение о том, что человеческий разум не должен существовать вечно. Ведь 2-II 14 34 ВВЕДЕНИЕ только демократические институты позволяют проводить ре- формы без применения насилия, а значит использовать разум в политике. Однако это утверждение способно лишить му- жества тех, кто борется с тоталитаризмом и, следовательно, способствовать бунту против цивилизации. Кроме того, мне кажется, что историцистская метафизика освобождает чело- века от груза ответственности. Если вы убеждены, что неко- торые события обязательно произойдут, что бы вы ни пред- принимали против этого, то вы можете со спокойной совестью отказаться от борьбы с этими событиями. В частности, вы можете отказаться от попыток контролировать то, что боль- шинство людей считает социальным злом, - как, скажем, войну или, упомянем не столь масштабный, но тем не менее важный пример, тиранию мелкого чиновника. Не хочу утверждать, что всякий историцизм чреват та- кими последствиями. Существуют историцисты - в особен- ности марксисты, не желающие освобождать людей от груза ответственности. Вместе с тем существуют некоторые как историцистские, так и неисторицистские социально-фило- софские учения, восхваляющие бессилие разума в обществен- ной жизни и благодаря этому антирационализму пропаган- дирующие подход: <или следуй Вождю, о Великий Гражда- нин, или становись Вождем сам> - подход, который для большинства людей означает пассивное подчинение безымян- ным или персонифицированным силам, управляющим обще- ством

Hosted by uCoz