Их мечты действительно могут дать надеж-
ду и ободрение тем, кому сегодня очень трудно. Однако мы
должны понимать и то, что их влияние способно заслонить
от нас повседневные задачи общественной жизни. Пророки,
объявляющие, что скоро произойдут определенные собы-
тия - например, победа тоталитаризма (или, быть может,
<менеджеризма>), независимо от их желания могут стать
инструментом в руках тех, кто эти события готовит. Утвер-
ждение, что демократия не должна сохраняться вечно, столь
же мало отражает суть дела, как и утверждение о том, что
человеческий разум не должен существовать вечно. Ведь
2-II 14
34 ВВЕДЕНИЕ
только демократические институты позволяют проводить ре-
формы без применения насилия, а значит использовать разум
в политике. Однако это утверждение способно лишить му-
жества тех, кто борется с тоталитаризмом и, следовательно,
способствовать бунту против цивилизации. Кроме того, мне
кажется, что историцистская метафизика освобождает чело-
века от груза ответственности. Если вы убеждены, что неко-
торые события обязательно произойдут, что бы вы ни пред-
принимали против этого, то вы можете со спокойной совестью
отказаться от борьбы с этими событиями. В частности, вы
можете отказаться от попыток контролировать то, что боль-
шинство людей считает социальным злом, - как, скажем,
войну или, упомянем не столь масштабный, но тем не менее
важный пример, тиранию мелкого чиновника.
Не хочу утверждать, что всякий историцизм чреват та-
кими последствиями. Существуют историцисты - в особен-
ности марксисты, не желающие освобождать людей от груза
ответственности. Вместе с тем существуют некоторые как
историцистские, так и неисторицистские социально-фило-
софские учения, восхваляющие бессилие разума в обществен-
ной жизни и благодаря этому антирационализму пропаган-
дирующие подход: <или следуй Вождю, о Великий Гражда-
нин, или становись Вождем сам> - подход, который для
большинства людей означает пассивное подчинение безымян-
ным или персонифицированным силам, управляющим обще-
ством