Они на-
стаивают также на том, что уже открыли законы истории,
позволяющие им пророчествовать о ходе истории. Множество
социально-философских учений, придерживающихся подо-
бных воззрений, я обозначил термином историцизм*. В
другом месте, в книге <The Poverty of Historicism>, я попы-
тался опровергнуть эти аргументы и показать, что, вопреки
их кажущемуся правдоподобию, они основаны на полном
непонимании сущности научного метода и в особенности на
пренебрежении различием между научным предсказанием и
историческим пророчеством. Систематический анализ и
критика историцизма помогли мне собрать определенный
материал по истории этого социально-философского направ-
ления. Этот материал и послужил основой для настоящей
книги.
Тщательный анализ историцизма должен был бы претен-
довать на научный статус. Моя книга таких претензий не
* В отечественной философской литературе при анализе социально-фи-
лософской концепции К. Поппера обычно утверждается, что он критикует
историзм, а не историцизм, однако такое словоупотребление приводит к
путанице. Дело в том, что в <Открытом обществе> наряду с термином
<historicism> используется также термин <historism>, особенно в главах 22-24.
Из текста книги и из личных пояснений автора следует, что <историзм> для
него - это требование смотреть на вещи исторически, и ничего предосуди-
тельного в этом требовании, конечно, нет. <Историцизм> же для К. Поппе
ра - это социально-философская концепция, утверждающая возможность
открытия объективных законов развития истории, более того, считающая,
что такие законы уже открыты и на их основе можно пророчествовать о путях
исторического развития. Иначе говоря, <историцизм> придает значительно
большее значение историзму, чем он на самом деле, по мнению К. Поппера,
имеет. И именно критике историцизма в основном и посвящена книга
К. Поппера <Открытое общество и его враги>. Поэтому в русском переводе
мы во всех случаях будем переводить <historicism> как <историцизм>, а
<hislorism> как <историзм>