Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 103



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Вернет^, Протагор утверждал, <что имен- но институты и соглашения подняли людей над диким состо- янием>. Однако, несмотря на то, что Протагор был убежден, что нормы создаются человеком, что человек есть мера всех вещей, он полагал, что человек смог создать их только с помощью сверхъестественных сил. Человек, учил он, привно- сит нормы в естественное первоначальное состояние общест- ва, но делает это не без помощи Зевса. Именно по велению Зевса Гермес дает людям понимание чести и справедливости - дар, который равно доступен всем людям. То, что пер- вое отчетливое изложение критического дуализма не смогло обойтись без религии, показывает, что критический дуализм ни в коей мере не противопоставляет себя религиозному сознанию. Я полагаю, что сходной точкой зрения руководст- вовался и Сократ (см. главу 10), душой и разумом чувство- вавший потребность поставить под сомнение все авторитеты и обрести нормы, справедливость которых была бы для него несомненна. Таким образом, доктрина автономии морали не связана с религиозной проблематикой и не только нс проти- воречит, а напротив, является необходимым условием всякой религии, уважающей совесть индивида. IV Это все, что я хотел бы сказать о дуализме фактов и решений или о доктрине автономии морали, впервые выдви- нутой Протагором и Сократом\ Я думаю, что эта доктрина чрезвычайно важна для правильного понимания нашего со- циального окружения. Из нее, однако, не вытекает, что все <социальные законы>, т. е. все регулярности нашей социаль- 102 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА ной жизни, являются нормативными и искусственными. На- против, и в общественной жизни существуют важные естест- венные законы. Наиболее удобным термином для их обозна- чения мне кажется термин <социологические законы>. Имен- но тот факт, что в общественной жизни мы сталкиваемся и с естественными, и с нормативными законами, ставит нас перед необходимостью ясно их различать. Говоря о социологических законах, или о естественных законах общественной жизни, я имею в виду не гипотетиче- ские законы эволюции, интересовавшие таких историцистов, как Платон, - хотя если такие регулярности исторического развития на самом деле существуют, то, несомненно, они должны относиться к категории социологических законов

Hosted by uCoz