Вернет^, Протагор утверждал, <что имен-
но институты и соглашения подняли людей над диким состо-
янием>. Однако, несмотря на то, что Протагор был убежден,
что нормы создаются человеком, что человек есть мера всех
вещей, он полагал, что человек смог создать их только с
помощью сверхъестественных сил. Человек, учил он, привно-
сит нормы в естественное первоначальное состояние общест-
ва, но делает это не без помощи Зевса. Именно по велению
Зевса Гермес дает людям понимание чести и справедливости
- дар, который равно доступен всем людям. То, что пер-
вое отчетливое изложение критического дуализма не смогло
обойтись без религии, показывает, что критический дуализм
ни в коей мере не противопоставляет себя религиозному
сознанию. Я полагаю, что сходной точкой зрения руководст-
вовался и Сократ (см. главу 10), душой и разумом чувство-
вавший потребность поставить под сомнение все авторитеты
и обрести нормы, справедливость которых была бы для него
несомненна. Таким образом, доктрина автономии морали не
связана с религиозной проблематикой и не только нс проти-
воречит, а напротив, является необходимым условием всякой
религии, уважающей совесть индивида.
IV
Это все, что я хотел бы сказать о дуализме фактов и
решений или о доктрине автономии морали, впервые выдви-
нутой Протагором и Сократом\ Я думаю, что эта доктрина
чрезвычайно важна для правильного понимания нашего со-
циального окружения. Из нее, однако, не вытекает, что все
<социальные законы>, т. е. все регулярности нашей социаль-
102 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
ной жизни, являются нормативными и искусственными. На-
против, и в общественной жизни существуют важные естест-
венные законы. Наиболее удобным термином для их обозна-
чения мне кажется термин <социологические законы>. Имен-
но тот факт, что в общественной жизни мы сталкиваемся и
с естественными, и с нормативными законами, ставит нас
перед необходимостью ясно их различать.
Говоря о социологических законах, или о естественных
законах общественной жизни, я имею в виду не гипотетиче-
ские законы эволюции, интересовавшие таких историцистов,
как Платон, - хотя если такие регулярности исторического
развития на самом деле существуют, то, несомненно, они
должны относиться к категории социологических законов