Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 102



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
В первую очередь я имею в виду, конечно, христианство (во всяком случае так, как оно интерпретируется в демократи- ческих государствах) - религию, которая учит противосто- ять всем табу, каждый раз противопоставляя голос совести формальному послушанию закону: <Вы слышали, что было сказано... А я говорю вам...> Я не рискнул бы утверждать, что признание так понятого искусственного характера этических законов в корне проти- воречит религиозному учению об их богоданности. Несомнен- но, исторически каждое этическое учение коренилось в рели- гии, но историческая сторона вопроса меня пока не интере- сует. Я не задаюсь вопросом, кто был первым законоучите- лем. Я утверждаю лишь, что мы, и только мы, несем ответ- ственность за принятие или отрицание предложенных нам законов и что отличать пророков от лжепророков предстоит нам самим. Свойство богоданности может быть приписано любым нормам. Если вы принимаете <христианскую> этику равенства, терпимости и свободы совести только потому, что ее освящает божественный авторитет, то вы строите свой дом ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 101 на песке: действительно, ведь сколько раз мы слышали восклицания, будто неравенство заповедано Господом и что нельзя терпеть неверия. Однако если вы принимаете христи- анскую этику не потому, что так было приказано, а потому, что вы убеждены, что это правильно, то ответственность за это решение целиком ляжет на ваши плечи. Мое убеждение в том, что решения принимаем мы сами и сами несем за них ответственность, не следует воспринимать так, что нам не следует искать опоры в вере, а вдохновения - в традиции и в примерах великих людей. Из этого не следует также, что принятие нравственных решений есхь процесс всего лишь <естественный>, протекающий на физико-химическом уров- не. Протагор, первый критический дуалист, учил, что в природе не существует норм и что нормы созданы человеком, в чем и состоит одно из величайших его достижений. Поэто- му, как пишет Дж

Hosted by uCoz