Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги. т. 1. Чары Платона. часть 1 часть 101



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
е. возможности существования различных нормативных систем, выбор между которыми затруднителен (на этот факт справедливо обратил внимание Протагор). Однако искусственность ни в коей мере не влечет за собой полный произвол. Так, математические исчисления, симфо- нии или пьесы, несомненно, являются искусственными объ- ектами, но из этого не следует, что мы не можем сравнивать между собой исчисления и симфонии. Человек создал множе- ство миров - миры языка, музыки, поэзии, науки. Пожалуй, важнейшим из них является мир моральных требований - 100 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА свободы, равенства, милосердия^. Сравнивая область морали с областью музыки или математики, я вовсе не желаю преувеличить масштабы сходства между ними. Так, сущест- вует колоссальная разница в том, как принимаются решения в области искусства и как принимаются моральные решения. Многие моральные решения затрагивают вопрос о жизни и смерти других людей. Решения в области искусства не быва- ют столь же первоочередными и важными. Поэтому утвер- ждения, что человек вырабатывает позицию за или против рабства так же, как он формирует отношение к литературным или музыкальным произведениям, что мораль есть дело вкуса, - глубоко ошибочны. Моральные решения нс явля- ются также и решениями о том, как сделать мир прекраснее и комфортнее. Они гораздо важнее всего этого. (Об этом мы еще поговорим в главе 9.) Рассмотренной аналогией я хотел всего лишь показать, что воззрение, согласно которому от- ветственность за моральные решения несет сам человек, не влечет за собой утверждения, будто моральные решения полностью произвольны. Как ни странно, концепция искусственного характера норм встретила неприятие со стороны тех, кто усмотрел в ней покушение на религию. В самом деле, эта концепция отвер- гает некоторые формы религии, а именно - религии, осно- ванные на слепой вере в авторитеты, на магии и табу. Однако я не думаю, что она как-то противоречит религии, построен- ной на идее личной ответственности и свободы совести

Hosted by uCoz