Но если тех, кто серьезно
утверждал или верил, что Ад можно найти где-то на нашей
планете, очень мало, то миллионам марксистов внушили, -
и они поверили в это, - что Марксов капитализм существует
в странах Запада. А кое-где (и не только в Китае и Северной
Корее!) этому учат до сих пор.
Следует признать, что у наших открытых обществ есть
одна общая черта с несуществующим <капитализмом> Марк-
са и его последователей: большая часть промышленности,
<средств производства> является в этих обществах частной
собственностью. У нас нет законов, запрещающих иметь в
частной собственности какие-либо промышленные объекты.
Однако социальное значение этого факта со времени Маркса
претерпело изменения.
Современная частная собственность на средства производ-
ства выступает главным образом в акционерной форме, а в
число крупнейших держателей акций на Западе входят пен-
сионные фонды, распоряжающиеся частью сбережений мил-
лионов рабочих, которые таким образом становятся малень-
кими <капиталистами>. (Некоторые марксисты глубоко воз-
мущены тем обстоятельством, что хорошие пролетарии пре-
вращаются в нехороших капиталистов! Они, похоже, забыли,
что капитализм считался порочным потому, что делал рабо-
чих бедными, а не богатыми!)
Как эта, так и многие другие черты общества, в котором
жил Маркс, сегодня неузнаваемо изменились, и отчасти в
таком направлении, которое Маркс объявил невозможным
(например, было введено прогрессивное налогообложение
доходов). Однако, хотя эти изменения и показывают, что
Марксов <капитализм> более не существует, они все же не
доказывают правильности моего основного тезиса: тот <ка-
питализм>, который имел в виду Маркс, на Земле никогда
и нигде не существовал.
Дело в том, что марксово понятие <капитализм> пред-
ставляет собой просто одно из понятий его теории историчес-
кого процесса (<исторического материализма>). Определение
Маркса утверждает, в частности, что <капитализм> является
исторической фазой развития человеческого общества