Эти соображения помогли
бы нам объяснить, почему учение пифагорейцев, согласно которому вещи
(или формы) являются числами, а этические идеи - числовыми отношени-
ями, должно было исчезнуть, уступив место, как это случилось в <Ти-
мее>, доктрине, в соответствии с которой элементарные формы, пределы
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 6 315
(<ЯЕраа> - см. отрывок из <Менона>, 75 d-76 а, о котором мы говорили
ранее) или идеи вещей являются треугольниками. Кроме того, они объяснили
бы нам также, почему следующее поколение академиков возродило учение
пифагорейцев. Как только шок, вызванный открытием иррациональности,
прошел, математики стали привыкать к идее, что, вопреки всему, иррацио-
на-чьные величины являются чис^пами, поскольку их можно сравнивать по
величине с другими (рациональными) числами. На этом этапе стало исчезать
и предубеждение против пифагореизма, хотя теория, согласно которой
формы являются числами или числовыми отношениями, после открытия
иррациональных величин претерпела существенные видоизмсненяя (что,
по-видимому, нс в полной мере осознавали сторонники новой теории). См.
также <Дополнение 1> в конце тома 1. *
^ Известное изображение Фемиды с завязанными гламми, нс обращаю-
щей внимание на со-гтояние истца и держащей в руках весы - символ
равенства и справедливого решения спорных проблем, символизирует эгали-
тарястскую идею спрапсдлир.ости. Это изображение, однако, не может
служить аргументом в пользу того, что такая идея уже была известна
современникам Платона. Как любезно с:кх"-ч,и-1 мне профессор Гомбрих,
такое изображение появилось в опоху Возрождения под влиянием <Изиды и
Озириса> Плутарха, а не сочинений писателей классическо!"] Греции. * Вме-
сте с тем, изображение Дике с весами является классическим (об этом
изображении, автором которого явлйется Тямократ, младший современник
Платона, см. R. Eiskr. Tr.e Royal An cf.'.."ro!ogy, !946, pp. 100, 266 и рис. 5)
и вс.сходит, по-в. <лимону, к Ге::;сду