текст к
прим. 20-23 к настоящей главе, а также всю книгу Х <Государства> вплоть
до фрагмента 608 b). Платон никогда не стал бы придавать выражению
<вещь, сотворенная человеком> смысл совершенного, <естественного> госу-
дарства. Это выражение, скорее, обозначает у него нечто низменное (вроде
поэзии - см. прим. 39 к гл. 4). Фраза, которую Тейлор переводит как
<вещь, сотворенная человеком> (thing of human generation), обычно перево-
дится как <человеческое существо> (human creature), что снимает все
трудности в интерпретации этого отрывка.
(3) Если моя интерпретация рассматриваемого отрывка соответствует
действительности, то можно связать убежденность Платона в неумолимости
процесса расового вырождения с теми его многочисленными высказывания-
ми, где он говорит о необходимости удержания фиксированного количества
членов правящего класса (что указывает на понимание Платоном-социоло-
гом нежелательных последствий роста народонаселения). Образ мышления
Платона, который описывается в конце настоящей главы (см. текст к
прим. 45, а также прим. 37 к гл. 8), и в частности то, как он относится к
Одному монарху, тимократическим Немногим правителям и к Большинству,
которое для него не более чем толпа, мог привести его к выводу о том, что
увеличение количества населения означает ухудшение его качества. (Не-
что в этом роде действительно говорится в <Законах>, 710 d.) Если эта
гипотеза верна, то он легко мог перейти к заключению, что рост народона-
селения взаимосвязан и, возможно, даже обусловлен расовы-ч вырождением.
Поскольку рост народонаселения на самом деле был одной из главных причин
нестабильности и распада ранних греческих племенных сообществ (см.
прим. 6, 7 и 63 к гл. 10 и соответствующий текст), то эта гипотеза может
объяснить, почему Платон (в полном соответствии с его фундаментальной
теорией <природы> и <изменений>) полагал, что <подлинной> причиной
распада греческих городов-полисов было расовое вырождение