Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч3 часть 81



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Главная мысль Платона в этом случае проста и заключается в том, что если государство, как и все, сотворенное человеком, содержит в себе семена своего собственного краха, то рано или поздно люди, наделенные верховной вла- стью, будут хуже своих предшественников> (р. 25), Эта интерпретация, как 304 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 5 мне кажется, не только неверка в свете совершенно недвусмысленных утверждений Платона, но и представляет собой типичный образчик попытки изъять из диалогов Платона такие нежелательные элементы, как расизм и суеверие. Сначала Адам отрицал, что число имело отношение к евгенической практике, утверждая, что оно представляло собой не <брачное число>, а обыкновенный космологический период. Теперь Тейлор возражает вообще против того, что Платон здесь имеет в виду проблемы <половой гигиены>. Однако этот платоновский отрывок настолько насыщен намеками на эту сферу, что сам Тейлор был вынужден двумя страницами ранее (р. 23) отметить, что <нет никаких указаний на то>, что число <определяет не брачные циклы>, а что-либо иное. Кроме того, <проблемам половой гигиены> посвящен не только упомянутый отрывок, но практически все <Государство> (а также <Политик>, см. особенно 310 b, 310 с). Теория Тейлора, согласно которой Платон, говоря о <человеческой твари> (или, в переводе Тейлора, <вещи искусственного происхождения>), имеет в виду государство, желая сказать о том, что государство является продуктом человеческого законода- теля, по моему мнению, ничем не подтверждается в платоновских диалогах. Рассматриваемый отрывок начинается с упоминания о порожденных и распадающихся вещах вечно текущего чувственного мира (см.прим. 37 и 38 к настоящей главе), а заканчивается обсуждением особенностей живых существ, растений и животных и их родовых, расовых проблем. К тому же <вещь, сотворенная человеком> означает для Платона в этом контексте <искусственную> вещь, <дважды удаленную> от реальности (см

Hosted by uCoz