Главная
мысль Платона в этом случае проста и заключается в том, что если
государство, как и все, сотворенное человеком, содержит в себе семена своего
собственного краха, то рано или поздно люди, наделенные верховной вла-
стью, будут хуже своих предшественников> (р. 25), Эта интерпретация, как
304 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 5
мне кажется, не только неверка в свете совершенно недвусмысленных
утверждений Платона, но и представляет собой типичный образчик попытки
изъять из диалогов Платона такие нежелательные элементы, как расизм и
суеверие. Сначала Адам отрицал, что число имело отношение к евгенической
практике, утверждая, что оно представляло собой не <брачное число>, а
обыкновенный космологический период. Теперь Тейлор возражает вообще
против того, что Платон здесь имеет в виду проблемы <половой гигиены>.
Однако этот платоновский отрывок настолько насыщен намеками на эту
сферу, что сам Тейлор был вынужден двумя страницами ранее (р. 23)
отметить, что <нет никаких указаний на то>, что число <определяет не
брачные циклы>, а что-либо иное. Кроме того, <проблемам половой гигиены>
посвящен не только упомянутый отрывок, но практически все <Государство>
(а также <Политик>, см. особенно 310 b, 310 с). Теория Тейлора, согласно
которой Платон, говоря о <человеческой твари> (или, в переводе Тейлора,
<вещи искусственного происхождения>), имеет в виду государство, желая
сказать о том, что государство является продуктом человеческого законода-
теля, по моему мнению, ничем не подтверждается в платоновских диалогах.
Рассматриваемый отрывок начинается с упоминания о порожденных и
распадающихся вещах вечно текущего чувственного мира (см.прим. 37 и 38
к настоящей главе), а заканчивается обсуждением особенностей живых
существ, растений и животных и их родовых, расовых проблем. К тому же
<вещь, сотворенная человеком> означает для Платона в этом контексте
<искусственную> вещь, <дважды удаленную> от реальности (см