Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч3 часть 79



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
В этой связи значение упоминания о непригодности ощущений и использования эмпири- ческих методов не может подвергаться сомнению. Утверждение (.В), согласно которому правители <ничуть не больше других людей будут способны установить... наилучшую пору плодоношения и, напротив, время бесплодия>, в моей интерпретации оказывается совершенно прозрачным. Поскольку правителям было известно лишь об эмпирических методах рассуждений, то лишь по счастливой случайности они могли бы натолкнуться на метод, использующий математические или иные рациональ- ные приемы. Адам предлагает переводить этот отрывок следующим образом: <тем более не смогут они рассуждениями и ощущениями установить пору ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 5 303 плодоношения>, лишь в скобках замечая <букв. "натолкнуться">. Я полагаю, что его непонимание употребления именно слова <натолкнуться> в этом контексте обусловлено его непониманием направленности фрагмента (А). Предлагаемая мною интерпретация делает совершенно понятными и фрагменты (С) и (D) и замечание Платона о том, что человеческим потом- ством управляет совершенное число. Следует отметить, что Адам никак не комментирует фрагмент (D), хотя ену и следовало бы это сделать в свете его теории о том (см. его примечание к 546 d 22), что это число <не является брачным числом> и ему не следует приписывать евгенический смысл. То, что число на самом деле относится к техническим проблемам евгеники видно из того, что отрывок с упоминанием о числе находится между двумя фрагментами, в которых содержатся рассуждения о евгеническом знании, точнее - о недостатке такого знания. Непосредственно перед этим отрывком мы читаем фрагменты (А), (В) и (С), а вслед за ним - фрагмент (D) и замечание о стражах и их недостойных потомках. Кроме того, фрагмент (С) и фрагмент (D), обрамляющие рассказ о числе, взаимно дополняют друг друга, потому что в (С) говорится о неспособности правителей <установить наилучшую пору для плодоношения>, а в <0) - об их невежестве, связанном с тем, что они <не в пору сведут невест с женихами>

Hosted by uCoz