также 511 c/d) технический и уничижительный
смысл. (См. также, как выражается эта противоположность у Плутарха в
<Жизнеописании Марцелла>, 306.) Поэтому я придерживаюсь мнения,
основанного на истолковании контекста этого фрагмента, а также фрагмен-
тов (Д), (С) и (D), что отрывком (Л) Платон хотел сказать, (а) что <рас-
суждения, основанные на ощущении>, являются дурным методом и (А) что
существуют лучшие методы, а именно - методы математики и диалектики,
способные дать нам чистое рациональное знание. То, что я утверждаю здесь,
кажется мне настолько очевидным, что мне было бы жаль усилий, затрачен-
ных на доказательство верности моего истолкования, если бы даже такие
ученые, как Адам, не упустили этого момента. В примечании к 546 a, b 7
Адам истолковывает платоновское <рассуждение> как упоминание о стоящей
перед правителями задаче определения количества разрешаемых ими браков,
а <ощущение> - как средство, при помощи которого они <решали, кто и с
кем должен сочетаться браком, как следует воспитывать детей> и т. д. Иначе
говоря, Адам считает эти слова Платона простым описанием, а не полеми-
ческим выпадом против дурной эмпирической методологии. Соответственно,
он не обращает внимания на отрывок (С), где говорится, что люди <станут
рожать детей в неурочное время>, и на отрывок (D), где правители упрека-
ются в неведении того, что они используют эмпирические методы. (Замеча-
ние (В) о том, что <они будут не способны установить наилучшую пору для
плодоношения>, в интерпретации Адама вообще должно было оставаться
непереведенным.)
При интерпретации этого отрывка следует иметь в виду, что в книге VIII
<Государства> непосредственно перед рассматриваемым фрагментом Платон
возвращается к проблеме первого города-государства, которая обсуждалась в
книгах 11-IV. (См. примечания Адама к 449 а и след. и к 543 а и след.)
Однако воспитатели этого города не были ни математиками, ни диалекти-
ками. Поэтому они не имели ни малейшего представления о чисто рацио-
нальных методах, столь превозносимых в книге VII, 525-534