..
Такая их деятельность и является наилучшей и ничуть не противоречит
природе отношений между самцами и самками>. (См. также текст к прим. 28
к настоящей главе; о собаке как идеальном страже см. гл. 4, в особенности
прим. 32 (2) и соответствующий текст.)
^ Краткая критика биологической теории государства дана в прим. 7 к
гл. 10ив соответствующем месте текста. * Восточное происхождение этой
теории показано в работе Р. Айслера (R. Eisler. Revue de Synihese Historique,
vol. 41, p. 15).*
32 Некоторые применения и следствия политической теории души Плато-
на рассматриваются в прим. 58-59 к гл. 10ив соответствующем месте текста.
Принципиальная методологическая аналогия между городом-государством и
индивидуумом упоминается в <Государстве>, 368 е, 445 с, 577 с. О принад-
лежащей Алкмеону политической теории человеческой личности или чело-
веческой психологии см. прим. 13 к гл. 6.
зз CM. <Государство>, 423 b и d.
з^ Эта и следующая цитаты взяты из книги Дж. Гроута (О. Crote. Plato
and the Other Companions of Socrales. 1875, vol. Ill, 124). Основные фрагменты
<Государства> таковы: 439 с и след. (история Леонтия), 571 с и след. (о
звероподобном и разумном началах души) ,588 с (о многоголовом звере; ср.
со <Зверем>, которого символизирует число Антихриста и о котором гово-
рится в <Откровении Иоанна Богослова>, 13, 17 и 18); 603 d и 604 b (о
человеке, воюющем с собой). См. также <Законы>, 689 a-b и прим. 58-59 к
гл. 10.
35 CM. <Государство>, 519 ей след. (см. также прим. 10 к гл. 8). Следу-
ющие две цитаты взяты из <Законов>, 903 с. (Я изменил их порядок.)
Следует отметить, что <целое> (<pan> или <holon>), о котором говорится в
этих отрывках, является не государством, а миром, хотя несомненно, что в
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 5 301
фундаменте этого космологического холизма лежал политический холизм -
см.<Законы>, 903 d-e (где врачи и ремесленники уподобляются политикам)