е. исторически точны-
ми, и <платоновскими> чертами персонажа платоновских диалогов по имени
<Сократ>. Так называемая <проблема Сократа> обсуждается в главах 6, 7 и
10; см. в особенности прим. 56 к гл. 10.
" Впервые термин <социальная инженерия> был использован, по-ви-
димому, Р. Паундом в его <Введении в философию права> (R. Pound.
Introduction to the Philosophy of Law, 1922, p. 99). * Б. Маги сообщил мне,
что С. и Б. Веббы скорее всего ввели его в употребление еще до 1922 года.*
Р. Паунд употреблял его в смысле постепенных, частных (<peacemeal>)
социальных преобразований. В другом смысле использовал его М. Истмен
(М. Eastman. Marxism: is it Science? 1940). Книгу Истмена я прочитал уже
после того, как была написана моя собственная книга, поэтому, своим
термином <социальная инженерия> я не собирался намекать на терминоло-
гию, используемую Истменом. Насколько я могу судить, он является сторон-
ником критикуемого мной в главе 9 подхода, который я назвал <утопической
социальной инженерией> (см. прим. 1 к этой главе; см. также прим. 18 (3)
к гл. 5). В качестве первого социального инженера можно назвать градостро-
ителя Гипподама Милетского (см. Аристотель. <Политика>, 1276Ь 22, а
также R. Eisler. Jesus Basileus, vol. II, p. 754).
Термин <социальная технология> был преложен мне К. Симкином. Я
хотел бы внести ясность в то, что, обсуждая проблемы метода, главной
задачей я вижу приобретение практического институционального опыта (см.
гл. 9, в особенности текст к прим. 8 к этой главе). Более подробный анализ
методологических проблем, связанных с социальной инженерией и социаль-
ной технологией, дан в моей книге <Нищета историцизма> (К. Popper. The
Poverty of Historicism, London, Roulledge and Kegan Paul, 2nd ed., 1960,
part III).
^ Приведенный отрывок взят из моей <The Poverty of Ilistoricisni>, p. 65.
Вопрос о <непредумышленных результатах человеческих действий> более
подробно обсуждается в главе 14, см