3-4 к гл. II ив соответствующем
месте текста.
Этот антиэгалитаризм и его сокрушительные последствия были хорошо
описаны У. Тарном в его превосходной статье <Александр Великий и
единство человечества> (W. Tarn. Alexander the Great and the Unity of
Mankind, Proc. of the Brit. Acad., XIX, 1933, p. 123 и след.). У. Тарн отмечает,
что в пятом веке до н.э. в Греции зародилось движение, направленное <к
чему-то лучшему, чем поспешное и тягостное деление человечества на греков
и варваров. Однако это движение почти не повлияло на ход истории, так
как всякая мысль в этом направлении удушалась фи^юсофами-идешиста-
ми. Отношение к этому движению со стороны Платона и Аристотеля не
вызывает сомнений. Платон утверждал, что варвары являются естественными
врагами греков и что с ними следует вести борьбу вплоть... до полного их
294 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 5
порабощения. Аристотель говорил, что варвары являются рабами по природе>
(ор. cit., р. 124, курсив мой). Я полностью согласен с оценкой Тарном
антигуманистического влияния философов-идеалистов, в частности Платона
и Аристотеля как пагубного. Я также согласен с его высокой оценкой
эгалитаризма и идеи единства человечества (ор. cit., р. 147). Я возражаю
главным образом против его оценки влияния этого эгалитаристского движе-
ния и идей ранних киников. Не знаю, прав ли он, считая их влияние на
историю незначительным по сравнению с влиянием Александра Великого.
Однако я уверен, что Тарн признал бы за этими теориями большее значение,
если бы заметил параллели между космополитизмом и аболиционизмом.
Параллелизм в отношениях греки - варвары и свободные - рабы отчетливо
просматривается в только что приведенной цитате Тарна, а если мы вспом-
ним не вызывающую сомнений силу аболиционистского движения п Афинах
(см., в частности, прим. 18 к гл. 4), то имеющиеся у различных древних
авторов отрывочные замечания, направленные против разделения греков и
варваров, приобретут большее значение. См. также: Аристотель