О Дамоне см. у Дильса^,
здесь же представлена гипотеза, касающаяся личности анонимного автора -
см. ibid., vol. П, р. 334, note.
(3) Хочу заметить, что критикуя <реакционный> подход к музыке, я
отнюдь не выражаю личной симпатии к <прогрессивной> музыке. На самом
деле я предпочитаю старинную музыку (и чем старее она, тем лучше) и
очень не люблю современную музыку (я имею в виду большую часть того,
что было написано с того времени, как начал сочинять Р. Вагнер). Я являюсь
решительным противником <футуризма> - как в искусстве, так и в морали
(см. гл. 22 и прим. 19 к гл. 25). Однако, я не хочу навязывать другим свои
вкусы и свое отношение к цензуре. Любить и ненавидеть, особенно, в
искусстве, можно так, чтобы не подавлять в судебном порядке то, что мы
ненавидим, и не канонизировать то, что мы любим.
^ См. <Государство>, 537 а и 466 е-467 е.
Охарактеризовать современное тоталитарное образование мне помогла
книга О. Колнаи <Война против Запада> (A. Kolnai. The War against West,
1938, p. 318).
286 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4
^ Знаменитая платоновская теория, согласно которой государство, т.е.
централизованная и организованная политическая власть, было образовано
благодаря завоеванию (подчинению кочевниками или охотниками оседлого
сельского населения), насколько мне известно, впервые (если не принимать
в расчет некоторых замечаний, сделанных Макиавелли) была повторена
Юмом, критиковавшим историческую версию теории общественного догово-
ра (см. D. Ните. Essays, Moral, Political and Literary, vol. II, 1752, Essay XII:
Of the Original Contract): <Почти все государства, - пишет Юм, - сущест-
вующие в настоящее время или о которых нам что-нибудь известно, перво-
начально были основаны или путем узурпации власти, или путем завоевания,
или имело место и то, и другое>. Юм отмечает, что <человеку искусному и
предприимчивому... часто нетрудно... применяя жестокость или ложные
посулы, установить власть над людьми, количество которых в сотни раз
превышает число его сторонников