, Платон не выступает
сразу же за строгую цензуру, а говорит сначала об истине, красоте и т. п.
Однако, в фрагментах 595 а и особенно 605 a-b цензура становится более
строгой (см. предыдущее примечание, а также прим. 18-22 к гл. 7 и
соответствующий текст). В <Законах> значение цензуры обсуждается в
отрывке 801 c-d.
В фрагменте 399 а и след. <Государства>, где Платон требует от музыки,
чтобы она подражала <напевам человека мужественного>, он предает забве-
нию введенный им же самим принцип, согласно которому музыка должна
повышать душевную мягкость человека (см. <Государство>, 410 с-412 b, а
также прим. 36 к настоящей главе). См. также следующее примечание,
п. (2). - Важно понять, что Платок <позабыл> не то, что он говорил ранее,
а то, к чему должен был привести ход его рассуждений.
^ (1) Отношение Платона к музыке, в частности, к музыке как таковой,
выражено, например, в <Государстве>, 397 а, 398 е, 400 а, 410 b, 424 b,
546 d; и в <Законах>, 657 е, 673 а, 700 b, 798 d, 801 d, 802 b, 816 с. Подход
Платона к этой проблеме состоит, главным образом, в том, что <надо
остерегаться вводить новый вид мусического искусства - здесь рискуют всем:
ведь нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений
в самых важных государственных установлениях - так утверждает Дамон, и
я ему верю>. Как обычно, Платон и здесь следует спартанским образцам. Адам
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4 285
говорит, что <наличие взаимосвязи между изменениями в политике и изме-
нениями в музыке признавалось в Греции повсеместно, но особенно в Спирте,
где у Тимофея отобрали лиру за то, что он добавил к ней четыре новых
струны>. (I- Adam, ор. cit., vol. I, p. 216, note to 424 с 20, курсив мой; см.
также ссылки, приведенные в этой книге.) В том, что Платона вдохновил
пример именно Спарты, можно не сомневаться, однако маловероятно, что
подобный подход к музыке был распространен в Греции повсеместно, в
частности, в Афинах эпохи Перикла (см