Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч3 часть 47



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
, Платон не выступает сразу же за строгую цензуру, а говорит сначала об истине, красоте и т. п. Однако, в фрагментах 595 а и особенно 605 a-b цензура становится более строгой (см. предыдущее примечание, а также прим. 18-22 к гл. 7 и соответствующий текст). В <Законах> значение цензуры обсуждается в отрывке 801 c-d. В фрагменте 399 а и след. <Государства>, где Платон требует от музыки, чтобы она подражала <напевам человека мужественного>, он предает забве- нию введенный им же самим принцип, согласно которому музыка должна повышать душевную мягкость человека (см. <Государство>, 410 с-412 b, а также прим. 36 к настоящей главе). См. также следующее примечание, п. (2). - Важно понять, что Платок <позабыл> не то, что он говорил ранее, а то, к чему должен был привести ход его рассуждений. ^ (1) Отношение Платона к музыке, в частности, к музыке как таковой, выражено, например, в <Государстве>, 397 а, 398 е, 400 а, 410 b, 424 b, 546 d; и в <Законах>, 657 е, 673 а, 700 b, 798 d, 801 d, 802 b, 816 с. Подход Платона к этой проблеме состоит, главным образом, в том, что <надо остерегаться вводить новый вид мусического искусства - здесь рискуют всем: ведь нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в самых важных государственных установлениях - так утверждает Дамон, и я ему верю>. Как обычно, Платон и здесь следует спартанским образцам. Адам ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4 285 говорит, что <наличие взаимосвязи между изменениями в политике и изме- нениями в музыке признавалось в Греции повсеместно, но особенно в Спирте, где у Тимофея отобрали лиру за то, что он добавил к ней четыре новых струны>. (I- Adam, ор. cit., vol. I, p. 216, note to 424 с 20, курсив мой; см. также ссылки, приведенные в этой книге.) В том, что Платона вдохновил пример именно Спарты, можно не сомневаться, однако маловероятно, что подобный подход к музыке был распространен в Греции повсеместно, в частности, в Афинах эпохи Перикла (см

Hosted by uCoz