27 (3) и 31 к
этой главе.)
^ Совет Платона не ввязываться в <базарные ссоры> простых людей дан
на страницах <Государства>, 425 b-427 a-b, в особенности 425 d-e и 427 a.
Несомненно, что в этих отрывках содержится осуждение афинской демок-
ратии с ее <поэтапным, постепенным> законодательством - <поэтапным
(piecemeal)> в том смысле, который разъясняется в главе 9. * То, что это
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4 279
именно так, заметил также и ф. Корнфорд (F. М. Cornford. The Republic of
Plato, 1941). В примечании к фрагменту, в котором Платон выражает
одобрение утопической инженерии (см. <Государство>, 500 d, где даются
рекомендации по совершенствованию социальной жизни в духе романтиче-
ского радикализма - см. также прим. 12 к гл. 9 и соответствующий текст),
он пишет: <Сравни с сатирой на возню с частичными, поэтапными рефор-
мами в отрывке 425 е>. Корнфорду, по-видимому, не по душе такие методы
реформ, которым он предпочитает платоновские методы. - Вместе с тем
наши с ним интерпретации намерений Платона, кажется, совпадают.*
Четыре других фрагмента, приведенных в этом абзаце, взяты из <Госу-
дарства>: 371 d/e, 463 a-b (о <кормильцах> и <плательщиках>), 549 а и
471 b/c. Дж. Адам замечает, что <Платон не допускает рабского труда в
своем городе, если рабы не являются варварами> (1. Adam, ор. cit, vol. I,
p. 97, примечание к 371 е 32). Действительно, в <Государстве> Платон
выступает против порабощения греческих BOCHHonACHHbLx (469 b-470 с),
однако далее (471 b-c) он выражает одобрение порабощению варваров -
особенно, гражданами наилучшего города-государства. (Того же мнения,
по-видимому, придерживается У. Тарн - см. прим. 13(2) к гл. 15.) Платон
подвергает резким нападкам афинское движение против рабства, защищая
права собственности на рабов (см. текст к прим. 17 и 18 к этой главе). Как
хорошо видно из третьего отрывка, цитируемого в абзаце, к которому
относится это примечание (<Государство> 548 е-549 а), Платон не отменяет
рабство в своем наилучшем городе-государстве