(Адам в своем издании <Государства> в примечании к отрывку 545 d 21
ссылается на этот фрагмент.) Ингленд в своем издании <Законов> (ор. cit.,
vol. 1, р. 360, note to 683 с 5) упоминает фрагмент <Государства>, 609 а, а
не фрагменты 545 d и 465 b, предполагая, что в <Законах>, 683 е упомина-
ется <предшествующее обсуждение, содержащееся, возможно, в каком-то
утраченном диалоге>. Я не понимаю, почему Платон не мог в <Законах>
сослаться на <Государство>, представив дело так, как если бы некоторые
тезисы последнего были известны персонажам <Законов>. По словам Корн-
форда, в последних диалогах Платон <не стремится даже сохранить иллю-
зию, будто эти беседы когда-либо состоялись на самом деле>. Я также
согласен с ним в том, что Платон <не был рабом своих собственных
изобретений> (см. F. М. Cornford. Plato's Cosmology, pp. 4-5). В. Парето, не
ссылаясь на Платона, переоткрыл платоновский закон революций (см.
V. Pareto. Treatise on General Sociology, § § 2054, 2057, 2058. В конце
§ 2055 излагается также теория необходимости задержки истории. Этот
закон был переоткрыт также и Руссо - см. Ж.-Ж. Руссо. Об общественном
договоре... // Трактаты. М., Наука, 1969, книга III, гл. X).
^(1) Небесполезно отметить, что неисторические черты наиболее совер-
шенного государства и, в особенности, правление философов в нем не
упоминаются Платоном в конспективном изложении идей <Государства>,
представленном в начале <Тимея>, и что в книге VIII <Государства> он
предполагает, что правители наилучшего города-государства не знали пифа-
горейской мудрости (см. <Государство>, 546 c-d, где говорится о невежестве
правителей в этих вопросах; см. также замечание, сделанное Платоном в
<Государстве>, 543 d-544 а, согласно которому наилучшее государство, опи-
санное на страницах книги VIII, может быть превзойдено городом-государ-
ством, нарисованным в книгах V-VII, - идеальным небесным городом-госу-
дарством)