68 к гл. 10). См, также платоновские нападки
на эгалитаризм, которые цитируются в прим. 14 к гл. 6.
* Об отношении Сократа к его молодым собеседникам говорится в боль-
шинстве ранних платоновских диалогов и в <Федоне>, где описывается
<почтительность и доброжелательность, с которыми он выслушивал критику
молодого человека>. О совершенно противоположном обращении Платона с
его учениками см. текст к прим. 19-21 к гл. 7. См. также превосходные
лекции Г. Черниса (Я. Cherniss. The Riddle of the Early Academy, 1945), в
частности его комментарии к <Пармениду>, 135 c-d (pp. 70, 79). Ср. это с
тем, что сказано в прим. 18-21 к гл. 7 и соответствующий текст.*
1* Рабство (см. предыдущее примечание) и афинское движение за его
отмену будут рассмотрены далее в главе 5 (прим. 13 и соответствующий
текст), а также в главах 10 и II; см. также прим. 29 к настоящей главе.
Кроме Платона, о либеральном отношении афинян к рабам свидетельствует
Аристотель (например, в <Политике> 1313Ь II, 1319Ь 20 и в <Афинской
политии>, 59, 5) и Псевдо-Ксенофонт (<Афинская полития>, 1, 10 и след.)
^ См. <Государство>, 577 а и след. и комментарии Адама к 577 а5иЬ12
(/. Adam. The Republic of Plato, vol. II, p. 332). См. также <Дополнение III
(Ответ на критику)> в конце тома 1, особенно с. 408 и след.
20 Цитата взята из <Государства>, 566 е. См. прим. 63 к гл. 10.
276 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4
^ См. <Политик>, 301 c-d. Выделяя шесть типов несовершенных госу-
дарств, Платон не вводит новых терминов. Названия <монархия> (или
<царство>) и <аристократия> использовались в <Государстве> (445 d) для
описания наилучшего государства, а не относительно лучших форм несовер-
шенных государств, как это делается в <Политике>.
^ См. <Государство>, 544 d.
^ См. <Политик>, 297 c-d: <Если указанное нами государственное уст-
ройство - единственно правильное, то другим (которые являются лишь <его
подражаниями> - см