.. в
мире... господствует Вражда, а раньше... господствовала Любовь>. Утверж-
дение, что изменения, характеризующие современный космический период,
носят характер борьбы, и поэтому они вредоносны, хорошо соответствует как
теориям, так и переживаниям Платона.
Продолжительность Великого года, по всей видимости, составляет период
времени, по истечении которого все небесные тела располагаются друг
относительно друга так же, как и в начале этого периода. (Поэтому Великий
год равен наименьшему общему кратному периодов обращения <семи пла-
нет>).
(2) В отрывке из <Федона>, о котором я говорил в пункте (1), сначала
упоминается гераклитова теория изменчивости, касающаяся превращения
друг в друга противоположных состояний, или противоположностей: <когда
260 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3
что-нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что сперва
оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим?> (70 е-71 а).
Затем в нем говорится о законе циклического развития: <не таким ли образом
возникает все вообще - противоположное из противоположного - в любом
случае, когда налицо две противоположности> (там же). А далее Платон
утверждает: <Если бы возникающие противоположности не уравновеши-
вали постоянно одна другую, словно описывая круг, если бы возникновение
шло по прямой линии,... все, в конце концов... приобрело бы одни и те же
свойства и возникновение прекратилось бы> (72 a-b). Мне кажется, что
общая направленность <Федона> более оптимистична, выражает больше
веры в человека и человеческий разум, чем позднейшие диалоги Платона,
но в нем отсутствует непосредственное описание исторического развития
человечества.
(3) Приведенное в тексте главы описание исторического развития дается
Платоном в <Государстве>, где в книгах VIII и IX можно обнаружить
подробную теорию исторического упадка, о которой мы будем говорить в
главе 4. Эту теорию Платон иллюстрирует рассказом о Падении человека и
о Числе, который будет подробно проанализирован в главах 5 и 8