примечание Дж. Адама к <Государству>, 544 с 19-/. Adam, ор. cit., vol. II,
p. 199), но и самому духу платоновской логики, согласно которой сущность
вещи определяется ее первой природой, т.е. се историческим происхожде-
274 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4
нием. Не следует забывать, что Платон использует одно и то же слово -
<yEvva* - для обозначения логического класса и биологической расы.
Логический t-yemo> идентичен <race> еще и как <множество потомков одного
родителя>. (Об этом см, прим. 15-20 к гл. 3 и соответствующий текст, а
также прим. 23-24 к гл. 5 и соответствующий текст, где обсуждается равен-
ство природа = происхождение = раса.) Поэтому есть все основания пони-
мать то, что говорил Платон, в буквальном смысле - и даже если Адам прав
в том, что Платон стремился к <логической упорядоченности>, то эта
упорядоченность отражала для него одновременно и порядок исторического
развития. Замечание Адама о том, что этот порядок <определяется, главным
образом, психологическими, а не историческими соображениями> (там же),
на самом деле, по моему мнению, работает против него. Ведь Адам сам
отмечал (см., например, ор. cit., vol. II, р. 195, note to 543 а), что Платон
<повсеместно проводит... аналогию между душой и городом>. Согласно
политической теории души Платона (которую мы обсудим в следующей
главе), психологическая история должна протекать параллельно истории
общества, и, следовательно, противопоставление психологических соображе-
ний историческим оказывается неуместным, что еще раз подтверждает
правильность нашего истолкования Платона.
(2) То же самое может быть сказано в ответ тому, кто станет утверждать,
что предложенный Платоном порядок государственных устройств в своей
основе является не логическим, а этическим. Ведь согласно платоновской
философии, этический (как, впрочем, и эстетический) порядок неотличим
от исторического. В этой связи можно отметить, что платоновский истори-
цизм дает теоретическую основу сократовскому эвдемонизму, т