Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч3 часть 28



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
примечание Дж. Адама к <Государству>, 544 с 19-/. Adam, ор. cit., vol. II, p. 199), но и самому духу платоновской логики, согласно которой сущность вещи определяется ее первой природой, т.е. се историческим происхожде- 274 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4 нием. Не следует забывать, что Платон использует одно и то же слово - <yEvva* - для обозначения логического класса и биологической расы. Логический t-yemo> идентичен <race> еще и как <множество потомков одного родителя>. (Об этом см, прим. 15-20 к гл. 3 и соответствующий текст, а также прим. 23-24 к гл. 5 и соответствующий текст, где обсуждается равен- ство природа = происхождение = раса.) Поэтому есть все основания пони- мать то, что говорил Платон, в буквальном смысле - и даже если Адам прав в том, что Платон стремился к <логической упорядоченности>, то эта упорядоченность отражала для него одновременно и порядок исторического развития. Замечание Адама о том, что этот порядок <определяется, главным образом, психологическими, а не историческими соображениями> (там же), на самом деле, по моему мнению, работает против него. Ведь Адам сам отмечал (см., например, ор. cit., vol. II, р. 195, note to 543 а), что Платон <повсеместно проводит... аналогию между душой и городом>. Согласно политической теории души Платона (которую мы обсудим в следующей главе), психологическая история должна протекать параллельно истории общества, и, следовательно, противопоставление психологических соображе- ний историческим оказывается неуместным, что еще раз подтверждает правильность нашего истолкования Платона. (2) То же самое может быть сказано в ответ тому, кто станет утверждать, что предложенный Платоном порядок государственных устройств в своей основе является не логическим, а этическим. Ведь согласно платоновской философии, этический (как, впрочем, и эстетический) порядок неотличим от исторического. В этой связи можно отметить, что платоновский истори- цизм дает теоретическую основу сократовскому эвдемонизму, т

Hosted by uCoz