Иначе говоря, я увидел, что
типичные аргументы в пользу эссенциализма связаны с историцизмом (см.
мою <The Poverty of Historicism>). Это заставило меня обратиться к истории
эссенциализма. И я был поражен сходством между свидетельством о Платоне
Аристотеля и теми выводами, которые я перед этим сделал самостоятельно,
не имея в виду платонизма. В результате для меня прояснилась роль
Гераклита и Платона в развитии историцистских идей.
31 В книге Р. Кроссмана (R. Н. S. Crossman. Plato To-day, 1937) я впервые
(если не считать книги Дж. Гроута - G. Grote. Plato) обнаружил интерп-
ретацию политических взглядов Платона, которая во многом походит на мою
(см. также прим. 2-3 к гл. 6 и соответствующий текст). * Позднее я обнару-
жил, что еще многие авторы высказывали сходные взгляды. Ч. Баура
(С. М. Bowra. Ancient Greek Literature, 1933), по-видимому, был в этом
пионером: его краткая, но основательная критика Платона (pp. 186-190)
была одновременно и справедливой, и исчерпывающей. Среди других упо-
мяну: W. Fife. The Platonic Legend,1934; В. Farringlon. Science and Politics in
the Ancient World, 1939; A. D. Winspear. The Genesis of Plato's Thought, 1940;
If. Kelsen. Platonic Justice, 1933 (эту работу можно также найти в книге What
is Justice?, 1957) и его же Platonic Love // The American Imago, vol. 3, 1942.*
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4
l См. <Государство>, 608 е, а также прим. 2(2) к этой главе.
^ В <Законах> душа - <самая древняя и божественная из всех движу-
щихся вещей> (966 е) - называется <первоначалом всех видов движений>
(895 b).
(1) Аристотель противопоставляет этой платоновской теории свое собст-
венное учение, согласно которому <благо> является не начальным пунктом
изменений, а, напротив, их целью, поскольку слово <благо> означает то, к
чему следует стремиться, т.е. целевую причину изменений. Поэтому он
говорит, что платоники (т.е. те, <кто верит в формы>) согласны с Эмпедоклом
(думают <так же>, как Эмпедокл), говоря о <благих> вещах <не в том смысле,
что ради них существует или возникает что-то из существующего, а в том,
270 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 4
что от них исходят движения>