Дальнейшее обсуждение симпатий Фукидида см. в
прим. 15 (1) к этой главе.
^Аристотель. <Политика>, VIII, (V), 9, 10/11, 1310а. Аристотель не
согласен с такой явной враждебностью. Он считает, что мудрые <олигархи
должны были бы радеть об интересах народа>, и пытается дать им добрый
совет: <Следовало бы держаться противоположных взглядов, и, выставляя
их напоказ, олигархи должны были бы указывать в своих клятвенных
обещаниях: "Я не буду обижать простой народ"> (курсив мой).
" Фукидид. II, 9.
" См. Е. Meyer. Geschichle des Altertums, IV, 1915, S. 368.
(1) Для того, чтобы оценить якобы беспристрастность Фукидида или,
скорее, его бессознательную предубежденность, следует сравнить его трак-
товку важнейшей битвы при Платеях, которая привела к развязыванию
первой части Пелопоннесской войны (Э. Майер, следуя Лисию, называет эту
часть <Архидамовой войной> - см. Е. Meyer. Gesch. d. Altertums, IV, S. 307;
V, S. VII), с его трактовкой мелийского конфликта - первого агрессивного
действия Афин во второй части войны (войны Алкивиада). Архидамова война
началась с нападения на демократическую Платою - стремительного напа-
дения, сделанного без всякого объявления войны со стороны Фив, союзника
тоталитарной Спарты, друзья которых внутри Платеи - олигархическая
пятая колонна - ночью открыли двери Платеи врагу. Несмотря на важность
этого эпизода - ведь он послужил непосредственной причиной войны, -
Фукидид сообщает о нем весьма кратко (II, 1-7), Он ничего не говорит о
моральном аспекте, за исключением упоминания о том, что <платейское дело
было, конечно, явным нарушением мирного договора>. Однако он осуждает
(II, 5) демократов Платеи за их жестокое обращение с захватчиками и даже
выражает подозрение - не преступили ли они клятвы. Такое описание резко
контрастирует с известным и подробно изложенным, хотя, конечно, и
выдуманным, Мелийским диалогом (Фукидид, V, 85-113), в котором Фуки-
дид пытается заклеймить афинский империализм