^ <Государство>, 520 с. О <царском искусстве> см. <Политик> и
прим. 57 (2) к гл. 8.
II Часто говорят, что этика - часть эстетики, так как этические проблемы
в конечном счете дело вкуса (см., например, С. Callin. The Science and
Methods of Politics, p. 315 и след.) Я не против этого, если здесь имеется в
виду только то, что этические проблемы нельзя решить с помощью рацио-
нальных методов науки. Однако не следует недооценивать огромную разницу
между моральным <делом вкуса> и вкусом в эстетике. Если мне не нравится
роман, музыкальная пьеса или, например, картина, я не обязан их читать,
слушать или рассматривать. Эстетические проблемы (за исключением, быть
может, архитектуры) - личностные проблемы, в то время как этические
проблемы затрагивают людей и их жизни. В этом отношении они принци-
пиально различны.
12 Эта и предыдущая цитаты взяты из <Государства>, 500 d-501 а (курсив
мой). См. также прим. 29 (окончание) к гл. 4 и прим. 25, 26, 37 и 38
(особенно 25 и 38) к гл. 8.
Две цитаты, приведенные в следующем абзаце, из <Государства>, 541 а,
и из <Политика> 293 с-е.
Интересно (поскольку, по-моему, характерно для истерии романтическо-
го радикализма с его заносчивостью, спесью (греч. vfiplo) и тщеславной
претензией на подобие божеству), что обоим рассмотренным нами фрагмен-
362 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 9
там из <Государства> - об очистке холста (500 d-501 а) и о изгнании
(541 а) предшествует упоминание божественности философов: <философ...
становится... божественным> (500 c-d) и <Государство на общественный
счет соорудит им памятники и будет приносить жертвы как божествам, если
это подтвердит Пифия, а если нет, то как счастливым и божественным
людям> (540 c-d; см. также прим, 37 к гл. 83 и текст).
Интересно также (по той же самой причине), что первому из этих
фрагментов предшествует фрагмент (498 d-e и след.; см. прим. 59 к гл. 8).
в котором Платон выражает надежду на то, что философы в качестве
правителей могут оказаться приемлемыми даже для <многих>