Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч3 часть 181



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
^ <Государство>, 520 с. О <царском искусстве> см. <Политик> и прим. 57 (2) к гл. 8. II Часто говорят, что этика - часть эстетики, так как этические проблемы в конечном счете дело вкуса (см., например, С. Callin. The Science and Methods of Politics, p. 315 и след.) Я не против этого, если здесь имеется в виду только то, что этические проблемы нельзя решить с помощью рацио- нальных методов науки. Однако не следует недооценивать огромную разницу между моральным <делом вкуса> и вкусом в эстетике. Если мне не нравится роман, музыкальная пьеса или, например, картина, я не обязан их читать, слушать или рассматривать. Эстетические проблемы (за исключением, быть может, архитектуры) - личностные проблемы, в то время как этические проблемы затрагивают людей и их жизни. В этом отношении они принци- пиально различны. 12 Эта и предыдущая цитаты взяты из <Государства>, 500 d-501 а (курсив мой). См. также прим. 29 (окончание) к гл. 4 и прим. 25, 26, 37 и 38 (особенно 25 и 38) к гл. 8. Две цитаты, приведенные в следующем абзаце, из <Государства>, 541 а, и из <Политика> 293 с-е. Интересно (поскольку, по-моему, характерно для истерии романтическо- го радикализма с его заносчивостью, спесью (греч. vfiplo) и тщеславной претензией на подобие божеству), что обоим рассмотренным нами фрагмен- 362 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 9 там из <Государства> - об очистке холста (500 d-501 а) и о изгнании (541 а) предшествует упоминание божественности философов: <философ... становится... божественным> (500 c-d) и <Государство на общественный счет соорудит им памятники и будет приносить жертвы как божествам, если это подтвердит Пифия, а если нет, то как счастливым и божественным людям> (540 c-d; см. также прим, 37 к гл. 83 и текст). Интересно также (по той же самой причине), что первому из этих фрагментов предшествует фрагмент (498 d-e и след.; см. прим. 59 к гл. 8). в котором Платон выражает надежду на то, что философы в качестве правителей могут оказаться приемлемыми даже для <многих>

Hosted by uCoz