Но возможно ли разрушить политическую силу государства, не нанося
в то же время вреда его гражданам? Чтобы доказать, что это вполне
возможно, я предложу пример политики, разрушающей политическую и
военную мощь государства-агрессора, но не затрагивающей интересы отдель-
ных граждан.
Окраины государства, в том числе морское побережье, а также основные
(не все) гидростанции, месторождения угля и металлургические заводы
должны быть отделены от государства и управляться как международные
объекты, которые никогда не будут возвращены стране. Порты и сырье
должны быть доступны гражданам государства, чтобы они могли продолжать
экономическую деятельность в рамках закона, не страдая от каких бы то ни
было экономических санкций, при условии, что они пригласили междуна-
родные комиссии следить за тем, что эти средства используются по назна-
чению. Запрещено любое их использование, способное помочь созданию
нового военного потенциала, и если есть основания для подозрения, что
международное оборудование и сырье используются для этих целей, их
эксплуатация немедленно приостанавливается. В этом случае подозреваемые
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 9 359
должны пригласить комиссию для тщательного расследования и предоста-
вить удовлетворительные гарантии надлежащего использования ресурсов.
Эта процедура не устранила бы возможности нового нападения, но госу-
дарство-агрессор в этом случае было бы вынуждено совершить нападение на
международные территории, прежде чем создать новый военный потенциал.
Поэтому новая агрессия была бы безнадежной при условии, что остальные
страны сохранили и развили свой военный потенциал. В такой ситуации
государство-агрессор было бы вынуждено в корне изменить свою установку и
склониться к сотрудничеству. Оно будет вынуждено просить о международном
контроле за его промышленностью и содействовать работе международного
контролирующего органа (вместо того, чтобы препятствовать ей), так как
только это послужит гарантией предоставления необходимых для промыш-
ленности средств