Если же допустить,
что имеются в виду граждане страны-агрессора, то этот ущерб неизбежен в
любом случае при условии, что агрессия была отражена.
Также чрезвычайно опасно предубеждение, что невозможно отличить
отношение к государству от отношения к отдельному его гражданину: ведь
когда возникает проблема, как поступить со страной-агрессором, в странах-
победительницах неизбежно появляются две группировки, а именно, фрак-
ция тех, кто требует суровости, и тех, кто требует снисходительности. Как
правило, и те и другие не замечают третьей возможности: сурово отнестись
к государству и, в то же время, проявить мягкость к его гражданам.
Но если этой возможности не замечают, случается следующее. Сразу
после победы к государству-агрессору и его гражданам относятся сравнитель-
но жестоко. Однако само государство, властные структуры, возможно,
избегут того жестокого отношения, которого они заслужили, из-за нежелания
жестоко обращаться с невинными гражданами, т.е. благодаря влиянию,
каким-то образом оказываемому фракцией, ратующей за милосердие. Не-
смотря на это нежелание, граждане, вероятно, будут страдать больше, чем
они того заслужили. Поэтому через некоторое время в победоносных странах,
возможно, возникнет реакция. Тенденции эгалитаризма и гуманизма усилят
фракцию,выступающую за терпимость и, наконец, встанут на место жесто-
кой политики. Однако это все не только может предоставить шанс государ-
ству-агрессору начать новую агрессию - это также наделит его оружием
морального негодования, как человека, с которым обошлись дурно. В то же
время государства-победители, вероятно, будут страдать робостью, как чело-
век, который чувствует, что поступил дурно.
Это весьма нежелательное развитие должно в конечном счете привести к
новой агрессии. Ее можно избежать, если и только если с самого начала
четко разграничить государство-агрессор (и тех, кто несет ответственность
за его действия), с одной стороны, и граждан, с другой стороны. Жестокое
отношение к государству-агрессору и даже радикальное разрушение его
властных структур не получит такого нравственного отклика гуманистиче-
ских чувств в победоносных странах, если оно соединено со справедливой
политикой по отношению к отдельным гражданам