Другими словами,
то, что может быть справедливо названо средствами для достижения неко-
торой цели, очень часто не сводится просто к средствам, приводя к резуль-
татам, выходящим за пределы данной цели. Мы должны в действительности
учитывать не средства (бывшие или будущие) по отношению к цели
(будущей), а общие результаты, насколько их можно предвидеть, одного
образа действий по отношению к другому. Эти результаты распространяются
на период времени, включающий в себя и более отдаленные последствия
предпринятых действий, и момент достижения предполагаемой <цели> не
следует считать моментом конца нашего анализа.
" (1) Я полагаю, что очень важен параллелизм между институциональ-
ными проблемами гражданского и международного мира. Каждая между-
народная организация, имеющая законодательные, административные и
судебные институты, а также вооруженную, готовую действовать исполни-
тельную власть, должна поддерживать международный мир столь же
успешно, как и аналогичные институты внутри государства. Однако, на мой
взгляд, не следует требовать от них большего. Мы сумели свести количество
преступлений внутри государств к сравнительно незначительному числу,
однако не смогли полностью их устранить. Поэтому мы еще долгое время
будем нуждаться в полиции, готовой нанести удар и иногда действительно
применяющей силу. Точно так же, я полагаю, мы должны быть готовы к
тому, что международные преступления могут оказаться неискоренимыми.
Возможно, мы возьмем на себя слишком много, если заявим, что наша
цель - раз и навсегда исключить возможность войны: в результате, если
эти надежды не оправдаются, может оказаться, что мы не располагаем
силами, готовыми к нанесению удара. Тот факт, что Лига Наций не могла
принять меры против агрессоров, по крайней мере в случае атаки на
Маньчжоу-Го, в значительной степени объясняется бытовавшим тогда об-
щим мнением, что Лига Наций была учреждена для того, чтобы положить
конец всем войнам, а не вести их. Это показывает, что пропаганда в пользу
окончания всех войн является самообезоруживающей